На высоком, крутолобом берегу Москва-реки стоит изумительной красоты церковь - Церковь Вознесения Господня; она светится, словно жемчужина, и плывет по полю солнечных одуванчиков. Чуть поодаль, с другой стороны оврага на реку смотрит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи: суров его облик, купол - точно шлем, низко надвинут на глухой барабан. Если же пойти по дорожке, ведущей через коломенские сады в сторону метро Каширская, то выйдешь из зарослей вишен и сирени - и ахнешь. Взгляду откроется диво дивное, чудо чудное - дворец Алексея Михайловича, будто сказочное видение среди современных московских пейзажей.
Внешне дворец напоминает диковинную игрушку: столь причудливо сочетаются в нем стилистические особенности допетровской Руси и Западной Европы. Смотришь - и душа радуется, а глаз невольно устремляется по покатым кровлям к стенам из крепких бревен, следит за игрой света на прихотливых чешуйках-черепицах, рассматривает причудливые изображения мифических существ.
Если фасады и общая планировка довольно точно повторяют исходное сооружение, так как воссозданы по чертежам, составленным по приказу Екатерины II, то реконструкция отделки интерьеров весьма приблизительна (хотя, конечно, и близка к оригинальной стилистике), поскольку восстанавливалась по словесным описаниям очевидцев.
Помимо хором царя, царицы, царевича и царевен дворцовый комплекс включает также хозяйственные постройки, кладовые, жилье дворовых людей, но мне, как легко можно догадаться, любопытнее всего было посетить хоромы царицы, а именно ее мастерскую - светлицу.
В патриархальном укладе русской жизни рукоделие занимало важное место. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. В 1656 - 1701 годы был образован особый приказ - Царицына Мастерская палата, ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен. Для "чистых" рукоделий во дворцах служила светличная палата - большая комната на женской половине; в Коломенском дворце светлица находилась в тереме царицы, к ней вела круглая лестница-подиум (рундук) из пяти ступеней.
Мастерскую царицы заполняла только самая необходимая для работы и хранения изделий и материалов мебель - сундуки, стол и стольцы, заменявшие в древнерусском быту стулья (они выполнялись в виде перекидной скамьи, рассчитанной на одного человека). Для государыни-царицы, которая могла наблюдать в светлице за выполнением особо ответственной работы, в красном углу ставилось кресло, сделанное в западноевропейской традиции.
Так как подробного описания интерьеров "Светлицы" Коломенского дворца не сохранилось, то для реконструкции интерьера и предметов его обстановки был использован комплекс источников XVII века, описывающих аналогичные интерьеры царского дворца, их обстановку и предметное наполнение.
Печь в палате также воссоздана на основе аналогов - подлинных изразцов с изображением птиц и букетов, обнаруженных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском, а также аналогов, найденных при раскопках на территории Москвы.
В красном углу помещена подлинная икона XVII века из коллекции музея "Богоматерь Пименовская".
Представляете, как интересно оказаться в комнате, где занимались рукоделием более трех веков назад? Я внимательнейшим образом рассматривала конструкцию настольного станка (похож ведь?), способ крепления ткани к рамке... не удержалась и бросила любопытствующий взгляд на изнанку
P. S. Мне очень хотелось поделиться этим интересным опытом, однако прошу прощения за фотографии - их качество в темном помещении трудно довести до идеального, однако настроение в царицыной светлице они, как мне кажется, передают ^^