Невозможно вскружить голову мужчине, не найдя баланса внутри себя. Но если выбрать подходящее кружево... Можно почувствовать себя настоящей королевой, и тогда многое станет на места.
— Мила, чем вы занимались до того как открыли богатый творческий потенциал и собственное дело? Действительно ли все началось со знакомства с восточной мудростью о том, что женщина должна скромно одеваться на людях и как королева дома? Причем в этот момент Вы сами были одеты в «любимые, комфортные, но старенькие спортивные штаны и футболку».
— На самом деле, «на себя» работаю гораздо дольше, чем длится моя карьера дизайнера. До того как начать создавать пеньюары, я около полутора-двух лет зарабатывала… написанием дипломов на заказ в ВУЗе, который сама закончила. И все нюансы работы фрилансером познала раньше. До этого я работала по найму около пяти-шести лет, но сейчас я уже не знаю, где моя трудовая книжка, что сильно напрягает мою маму, приверженца получения непрерывного стажа. Я успела поработать в отелях, ресторане, таможенно-логистическом бизнесе, въездном туризме. Каждая смена работы диктовалась принципом «лучше попробовать и понять, что не твое, чем спустя годы сожалеть».
Я обожаю вопрос о том, с чего все начиналось. Мы жили с молодым человеком около полутора лет вместе, я работала на себя, ну, и расслабилась, распустилась. Четко помню момент, когда он пришел домой, а я выползла к нему навстречу в растянутой футболке и трениках с жирным пятном на коленке. Помню, как вытянулось его лицо, и он расстроенно протянул: «Люда, ну что это?». Его разочарование что-то во мне перещелкнуло, и я пошла искать по магазинам белье для соблазнения, чтобы быть красивой дома, но ничего не нашла. Оставалось сшить самой :)
Ну, а поскольку я Лев с широкой царской натурой, одним пеньюаром не ограничилось. Я сделала коллекцию из первых семи нарядов, и все началось, как у многих дизайнеров, — с решения своих проблем доступным способом. Потом оказалось, что в этой проблеме я не одинока :) А восточная мудрость попалась мне на глаза примерно в то же время, и очень глубоко во мне отозвалась. Поэтому я ее сделала неким лозунгом своей деятельности.
— Сколько лет Вы уже посвятили этому творчеству и как Вы осваивали мастерство? Кто в этот период жизни был в Вашей команде поддержки?
— Я занимаюсь пеньюарами уже почти семь лет, магазину на Ярмарке Мастеров чуть меньше. А вот шью я больше двадцати лет, и все начиналось с кукол. У меня была всего одна Барби, но зато с самым роскошным гардеробом. Была еще преподаватель уроков труда. Помню, когда мы шили сорочку, я очень чисто вытачала окантовку горловины, она назвала меня «белошвейкой».
Я много шила под заказ, подругам и знакомым. Сейчас индивидуальным пошивом не занимаюсь, но этот опыт дал мне понимание того, как садятся мои изделия на фигуру, какие нюансы учитывать при раскрое и пошиве. Этому научиться в теории практически невозможно. Я до сих пор открываю что-то новое в шитье! Практически каждая моя клиентка — это новый вызов, потому что у каждой своя фигура, пропорции, рост.
Что касается поддержки, в детстве это, конечно, мама. У нас было разделение обязанностей: я шью, а она достает материалы. Низкий ей поклон за то, что она не жалела отдавать мне на растерзание ткани, которые стоили очень дорого. Сколько я напортачила и сколько она мне простила! Но ей пришлось сложно, когда я решила сделать шитье делом жизни. Она, наверное, верила в глубине души, но в разговорах говорила только «нет-нет» и продвигала идею «а не пойти ли тебе на нормальную работу». Папа не верит до сих пор, хотя золотые руки у меня от него.
Но знаете, я всегда говорю начинающим мастерам: достаточно одного человека, который будет в вас верить. Всего одного! У меня таким человеком была подруга. Ей я, кстати, шила платья для беременных, которые на Ярмарке Мастеров долго были на пике популярности. И пусть сейчас мы не общаемся, но я всегда буду ей благодарна за то время старта, когда она просто верила:
Сейчас моя команда поддержки — это все творческие люди, с которыми я взаимодействую в процессе проектов и съемок. И, конечно, мой молодой человек. Отдельно отмечу моих клиенток. Некоторые практически стали подругами, зовут в гости, общаемся на личные темы. Они помогли мне пережить несколько кризисов, творческих и личных. Это счастье, что на моем пути попадаются созвучные с мной люди!
— Вы создаете соблазнительные, роскошные и очень нежные вещи — одежду для дома, которую, скорее, хочется назвать одеянием турецкой принцессы. Где Вы черпаете вдохновение для новых работ? Что появляется раньше в Вашей мастерской, эскизы или ткани?
— У меня не так уж много работ с восточным подтекстом. Скорее, они создаются так, чтобы женщина дома чувствовала себя европейской принцессой или королевой! Вдохновение приходит отовсюду, важно быть внимательной к собственным мыслям. Очень люблю исторические фильмы и сериалы с проработанными костюмами. Природа — бесконечный источник вдохновения по сочетанию цветов, одни закаты чего стоят!
Но мое самое главное вдохновение — это ткани и кружева. Мои «хомячьи» запасы кружева огромны, некоторые ждут своего часа по несколько лет, пока к ним не придет правильная ткань. Иногда это становится проблемой: если такого же кружева не купить, то его хватит на пару, максимум трое изделий. И тогда очень сложно запустить его в производство. Я до сих пор не научилась рисовать эскизы, вся работа проводится у меня в голове, я очень хорошо визуализирую, особенно, бессонными ночами, когда вдруг настигает Ее величество Муза, и начинается работа в ткани.
— Расскажите, какие материалы Ваши любимые, чем они Вас покорили? Как происходит их выбор?
— Я люблю пластичные материалы, поэтому мои любимчики — атласы, шифоны и натуральный шелк. Не работаю с хлопком и льном, которые я просто не чувствую, хотя клиентки периодически просят. А работать через себя не могу, есть горький опыт, поэтому оттачиваю мастерство в тех материалах, которые мне близки.
Очень придирчиво отношусь к качеству ткани, учитывая современный рынок с огромным ассортиментом. Не заказываю ткань через интернет, поскольку не могу пощупать. А ведь белье носят на голое тело, поэтому ткань должна быть приятной на ощупь и мягкой. При этом — в идеале! — прочной и ноской. Я не могу позволить себе купить плохую ткань, только чтобы снизить стоимость изделия, тем более, учитывая обработку класса «люкс». И я действительно хочу, чтобы мои изделия можно было передавать по наследству :)
С кружевами принцип схожий. Они предназначены, чтобы носиться в контакте с телом. Иногда клиентки удивляются, получив заказ: «Кружево такое мягкое, я не ожидала», — чем удивляют, в свою очередь, меня. Белье с жестким кружевом — как так? Я работаю с шантильи, стрейч кружевами, кружевами-вышивкой на сетке и шифоне. Не использую кордовое, оно красивое, но жесткое и подходит для свадебных платьев.
— Читателям будет интересно узнать о том, как развивалось пространство Вашей мастерской. Есть ли у Вас свои секреты для создания максимально функционального, уютного и вместительного рабочего места?
— Мое пространство существенно выросло! Все-таки неукротимый хомяк, который делал припасы в первые три-четыре года деятельности, меня победил :) И при переездах я нахожу много нового и хорошо забытого старого. В начале это был просто стол, на котором помещались машинка и оверлок. Теперь это отдельное угловое рабочее место с огромным количеством коробочек в одной комнате и целый шоурум для примерок с гардеробной, где висят готовые изделия и пеньюары на прокат, — в другой.
Я сторонник функциональной мебели, поэтому свое рабочее место конструировала из модулей IKEA. Все должно было быть под рукой, чтобы минимально тратить время на поиски необходимого и перемещения. Бесспорно, помогают контейнеры, куда рассортировывается мелочевка типа коннекторов для бретелей, резинок, ленточек. У меня целых две коробки ниток, распределенных по цветам. Отдельные коробки хранят материалы по видам: атласы лежат с атласами, кружева — с кружевами. Есть отдельный контейнер под упаковочные принадлежности: визитки, брошюры, рекламные материалы, ленты для коробок, накладные для курьеров. Из всех советов могу дать только один: обязательно хотя бы раз в полгода разбирайте свои запасы! И безжалостно выкидывайте или дарите то, что вас больше не вдохновляет или о чем вы забыли на три года. Уничтожайте в себе Плюшкина: скажу по опыту, вы все равно это не используете. А вот поток энергии на создание чего-то нового точно перекроет.
— Вашему магазину на Ярмарке Мастеров более шести лет. Скоро ли после его создания поступили первые заказы? Помните чувства, которые вызвала у Вас первая продажа?
— О, да! Конечно, помню первую продажу! Я так сильно волновалась, вдруг что-то пойдет не так или не понравится! Это был черный короткий пеньюар из шифона с очень продающей фотографией, ставший лидером заказов. Продажа произошла через полгода после старта, и неудивительно: первые фотографии были сделаны на манекенах, непрофессионально, с ужасным светом. В таком виде они мало кому казались привлекательными, и спроса не было. Покупать стали именно после профессиональной фотосессии с моделью:
— Вспомните, на изготовление какого пеньюара у Вас ушло больше всего времени и почему? Что Вы считаете главным в своих работах?
— Самых сложных и долгих в пошиве, а также дорогих пеньюаров у меня два: будуарные платья
Главными в своих работах я считаю несколько вещей:
Идеальное сочетание оттенков. Я не могу выпустить то или иное изделие в свет потому, что мне не нравится, как кружево сочетается с тканью. Поэтому я отговариваю своих клиенток от неудачных сочетаний в случае индивидуального заказа… сейчас. В начале я исполняла любые пожелания, и, судя по реакции клиенток, они не были удачными. А для меня важно, чтобы изделие носили, а не положили в шкаф.
Качество! Изнанка должна быть идеальной, в чем я солидарна с моим кумиром Шанель, которая сказала, что изнанка говорит о мастере больше, чем лицо. Да, это увеличивает время работы (семь операций на шов вместо двух в фабричном производстве) и стоимость изделия, но я не могу работать иначе.
Настроение и психологический посыл. Клиентки сами признаются, что в моих вещах есть какая-то неуловимая магия, которая заставляет ходить с прямой осанкой, быть внимательной к себе дома в мелочах. Моя миссия — показать женщинам, что себя любить нужно, и это не признак эгоизма, а нормальное требование для полноценной жизни. Мои инструменты в этой миссии — домашняя одежда и тексты.
— Случалось ли Вам допустить непоправимую ошибку в процессе творчества, и как Вы тогда поступаете с такой работой?
— Если ошибок нет, опыта тоже не будет. Я переживаю их тяжело, скрывать не буду, но позже осознаю, что они дают более мощный импульс к развитию, чем успех. У меня не было огрех в процессе создания. Если что-то не получается, как задумано, я следую за тканью, которая сама подсказывает, как ей удобно лечь. А вот ошибки в отшитых заказах были, да. Их было три, как раз те исключительные случаи, когда клиентки возвращали изделия. Три за шесть лет — мне есть чем гордиться! Именно эти ошибки сделали мой бренд таким, какой он сейчас. И если они читают это интервью, пусть знают, что я благодарна им за опыт, хоть он не был радужным и простым.
— Вы как-то поделились с подписчиками идеей, что «время бытового рабства давно прошло», поскольку «посуду можно помыть в посудомойке, пылесосить может робот-пылесос, а еду можно заказать с доставкой на дом». В какой мере Вы соблюдаете такие правила?
— Это, скорее, иной взгляд на возможности устройства быта. Как его вести, каждая женщина решает самостоятельно. Ведь кто-то с кайфом моет посуду, хотя я к ним не отношусь :) Я в силах сделать так, чтобы минимизировать свои физические и психологические затраты на быт. Посуду часто моет мой молодой человек, робот-пылесос купил он же, и это реально классный помощник по дому. Вот с питанием я периодически экспериментирую: кроме походов в кафе и рестораны, я заказываю продукты на дом, чтобы потом готовить по рецептам. Хотя меня очень смутило количество пластиковой упаковки. Был эксперимент с доставкой готовых обедов, что-то вроде спортивного питания. Неделю питалась и больше не хочу, по вкусу напоминает еду из столовой, но в качестве эксперимента неплохо, а постоянно так есть не будешь. Пробовала составлять меню на неделю — но не вышло, ибо у моего мужчины свой подход к еде.
Я пришла к тому, что дом для женщины должен быть комфортным и таким, каким она его хочет. Это ее королевство, она имеет полное право на то, что сделает ее счастливой. И не важно, будет это туалетный столик, кресло-качалка, свежий букет цветов на обеденном столе, шкатулка с украшениями или ванная со свечками. Жизнь проходит, и зачем существовать в некомфортных условиях?
— В Вашем магазине очень большой выбор изделий. Скажите, какая модель самая востребованная среди покупательниц и почему?
— Самой востребованной была и остается сорочка «Облачко», потому что при всей простоте силуэта она эффектная и универсальная. Ее покупают на свадьбы, для дома и романтических вечеров — сами женщины и мужчины в подарок.
— Изящные комбинации, созданные Вашими руками, призваны подчеркнуть красоту и женственность. Способны ли такие великолепные наряды повлиять на внутренний мир, сделать женщину мягче, нежнее? Какие личные качества, на Ваш взгляд, помогают женщине оставаться привлекательной для мужчин?
— Мои изделия не просто «способны», они реально это делают. Причем каким-то магическим образом, который я сама до конца не понимаю. Вот представьте: приходит ко мне на примерку успешная женщина, самодостаточная, которая «я все сама». Такие могут мужчину построить одним взглядом, и, в обычном понимании, женственности нет ну совсем. И тут она надевает пеньюар (лучше всего работают длинные), и в ней вдруг женственность, нежность, величие красоты, плавность, стать, изящество появляются сами собой. Почему? Да потому что они есть внутри. Мои пеньюары лишь дают этому обрамление, женщина раскрывается словно цветок. Это магия, которую однажды стоит увидеть своими глазами! Или купить и почувствовать на себе.
Что касается личных качеств, то, на мой взгляд, важны осознанность и огромное трепетное внимание к себе. Когда женщина четко понимает, кто она и чего хочет, она это без истерик транслирует это мужчине. Внутренний баланс — самое важное и ценное, в первую очередь, для себя, а там уже и мужчины подтянутся, поскольку подобная уверенность очень привлекательна и считывается на подсознательном уровне.
— Мила, Вы шьете что-то для себя? Поделитесь, какие вещи в Вашем домашнем гардеробе самые любимые.
— Да, конечно! Правда, что-то побыстрее, «платья на два шва»: села, сшила, побежала выгуливать. Поэтому люблю ткани с необычными принтами, им идеально подходит простой крой. У меня есть свой домашний гардероб из пеньюаров. Есть отдельный наряд «для Парижа», в котором у меня было несколько фотосессий, и его часто просят повторить, но эта вещь только для меня. Есть сиреневый шелковый комплект, две пижамы, черную «Аристократку» и сорочку «Искушение для двоих» я сшила на продажу, но после съемок на моделях поняла, что не смогу расстаться с изделиями. И мой знаменитый пеньюар «пятиминутка», красный с черным кружевом для романтических вечеров.
— Выбор и заказ материалов, общение с клиентами, ведение магазина и отправление посылок, не говоря о выполнении заказов, требуют очень много времени. Как Вы планируете свой рабочий день, и когда в нем находится время на себя? Как Вы любите отдыхать больше всего?
— Над планированием я работаю всю свою жизнь, и не всегда получается. Тайм-менеджмент важен, но умение слушать и не насиловать себя подходит мне больше. Например, через четыре года с начала деятельности я стала строго не работать по выходным. Потому что если не отдыхать, рано или поздно выгораешь эмоционально и физически. У меня даже есть специальная формулировка для сроков выполнения заказа: «Три-пять рабочих дней».
Много пришлось работать над «совиным» характером. Муза упорно настигает меня ночью, а днем я слоняюсь без дела, потому что нет энергии. Мне пришлось придумать для себя ритуалы для вхождения в рабочий ритм. По утрам я чаще занимаюсь маркетингом: статьи, посты, размещение работ, переписка. И во второй половине дня я плавно вхожу в работу над заказом. Часто шью вечерами, но, поскольку сейчас живу с мужчиной, стараюсь не засиживаться допоздна.
Лучше всего я отдыхаю, когда уезжаю из страны или, хотя бы, из города. Больше всего меня заряжают солнце и море, которых не хватает в Петербурге.
— «Лето — это маленькая жизнь». Расскажите, как Вы распланировали лето в этом году, будет ли возможность понежиться на пляже? Можете вспомнить какое-то путешествие, ставшее для Вас особенным?
— В этом году с летом повезло, в Петербурге были такие теплый май и июнь, что уезжать не хочется, поэтому отпуск к морю планирую на осень. Это лето для меня насыщено работой над своими установками и мышлением и посвящено подготовке и запуску новых направлений. Могу рассказать про два глобальных. Первое — это запуск тренинговой программы, поскольку я обнаружила, что могу влиять (и делаю это почти столько же, сколько занимаюсь пеньюарами) на людей не только через домашнюю одежду, но и через слово. Второе — это обучение. Я готова делиться своими знаниями с теми, кто хочет научиться самостоятельно шить домашнюю одежду.
Особенное путешествие для меня — каждая поездка в Италию. Обожаю эту страну, культуру, людей и еду! :)
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
Мечтами делиться не очень люблю, рассказываю о них тогда, когда они уже сбываются. А что посоветовать начинающим хендмейдерам?
Будьте готовы много работать! Гораздо больше, чем в работе по найму. Если есть задача стать успешным и востребованным на рынке, постоянно совершенствуйте свой продукт и себя.
Учитесь! Познавайте новое, развивайте компетентность. Но будьте внимательны в выборе учителя, верьте не словам, а тому, что педагог представляет из себя в реальности.
Не демпингуйте! Это больной вопрос. Я не пишу здесь о качестве, потому что для меня это аксиома, и качество должно стоить нормальных денег. Если вы демпингуете, то сами под корень режете себе возможность роста. Я знаю, что вопрос ценообразования один из самых болезненных. С этим придется работать, об этом не напишешь в двух словах. Но запомните хотя бы этот совет.
Ведите финансовый учет. Если хотите превратить хобби в бизнес, то учет жизненно необходим.
И, наконец, будьте гибкими, но не прогибайтесь. Верьте в себя и оставайтесь собой, что бы ни случилось. Творчество должно заряжать вас энергией. Если то, что вы делаете в угоду рынку, вас опустошает, значит, вы пошли не туда. Дайте себе время и силы остановиться, заглянуть в себя и делать то, что вас зажигает!