Здравствуйте, уважаемые посетители Ярмарки мастеров, проявляющие интерес к моим работам и этнографии!
Более 30 лет я проживаю в ямальском Заполярье, немало путешествовал в одиночку и руководил туристическими группами, с которыми прошёл практически весь Полярный Урал. работал в геологических и экологических экспедициях. Сегодняшняя моя публикация вызвана просмотром некоего "этнографического" фильма "Идущие за солнцем", некогда созданным в Югре. Тема изучения и популяризации местных культур всегда серьёзно интересовала и волновала меня и сегодня, на примере фильма я хочу ознакомить читателя с эрзацами и псевдокультурами, которые часто предоставляются туристам под видом именно этнической культуры данного региона. По ходу рассказа я позволю себе комментировать некоторые моменты.
И так, фильм о северном Урале. Что ассоциируется с дальним Севером у досужего туриста? Пляски у костра, Варган, национальные одежды, орнаменты, шаманы с бубнами - и "оно" здесь обильно присутствует.
... На фоне пологих гор разыгрывается непогодь и гроза (ну если непогоды вполне обычны, то грозы редки, и они случаются тем реже, чем далее мы продвигаемся на Север. К примеру, в районе Полярного Урала гроза случается не каждый год). Начинаются тягучие танцы с бубнами, вероятно, это сборище шаманов - вовсе фантастическое зрелище - ведь шаманы (Тадебя) никогда не собирались толпами и даже в "благодатные" для язычства годы их едва-ли можно было насчитать в наших местах такое количество. Путь шамана (на примере ямальских носителей культа) - это путь длительных и тяжёлых испытаний, его редкие способности проявлялись с детства, он никогда не мог иметь семьи, личного хозяйства, дохода и часто даже крова. В отличие от служителей той же христианской церкви это был полунищий скиталец, которого нередко из милости содержала та или иная семья. Через несколько лет юноша мог сделать себе бубен и лишь через 20 лет скитаний и лишений становился шаманом. Одежда, применяемая для культа имела свои каноны, но главным отличием являлись "кисти", свисающие с одежды, множество звенящих металлических бляшек и тотемов и главное --различного вида "шоры" на глазах и лице, позволяющие отрешиться от земного мира.
...В фильме мы видим скорее якутскую национальную одежду и убранство (характеризующееся довольно короткими "куртками" и облегающими "гетрами" и "кожаными" штанами и подобный, выработанный веками покрой говорит о том, что его владелец проживает среди довольно развитой растительности, где длинные одежды будут быстрее изнашиваться. Для наших оленеводов и нашей местности, где безлестные и даже "безкустные" Тундры занимают немалые площади, это менее актуально - по этому одежды длиннее и шире, у женщин - и вовсе до земли. Что касается рогов на голове фавнообразных "шаманов" и иных лиц, то определённо - у нас их носят на головах только олени и лоси, то есть это тоже привнесённый хореографами извне (возможно от саамов) элемент. ). Подобный подход весьма типичен - так же, по якутски или по саамски нынче по Стране танцуют многие хореографические псевдонациональные ансамбли.
(В данном контексте не могу не упомянуть и созданный несколько лет назад в Салехарде ансамбль, где та-же, временами не вполне "наша" одежда, звуки и танцы. Увы, это эрзац, имеющий с нашими культурными первоосновами очень мало сходства. Но едва ли не самый большой "ляп" заключается в том, что на эмблеме-названии нарисована чайка, хотя на Севере чайка, в отличие от вороны (или ворона- Кутха в восточной Сибири) является символом смерти, в то время, как последние - вестники весны, созидания, рождения и счастья. Но поймёт ли турист, что ворона на Севере - это хорошо? Надо объяснять... а, так пусть будет чайка, и так пойдёт...)
Так вот. на наших северах культура (особенно кочевых или полукочевых народов) вообще мало располагала к хореографии и украшательствам, у нас точно не было никаких варганов (на которых наигрывают псевдошаманы) и едва ли были собственные струнные инструменты. Я допускаю, что взаимопроникновение культур на юге региона исторически могло подарить селькупам, манси или хантам возможность соприкоснуться с некоторыми струнными (щипковыми) инструментами Пегой Орды, но подобие скрипки, на которой в глуши в отсветах костра, подобно сатирам, играют какие то псевдоменквы - это явный и грубый перебор.
Известна мне и тема северных идолов. По моему мнению, они должны быть хоть сколько-то аутентичны, то есть представлять собой ствол или столб с личиной. И хотя я сплошь и рядом вижу в интернете фотографии новоделов с ликами, более свойственными по исполнению скандинавам или русским "богатырям", то здесь наблюдаю вовсе непотребщину, не имеющую к любым известным мне северным культурам никакого отношения.
Надо заметить, что, хотя одежды танцоров и исполняемые ими обряды скорее "пришлого" происхождения, орнаменты - это уже стилизация наших украшений. Если от танцев перейти к "быту", то из лабазов достаются и "наши и зимние одежды - малицы и ягушки. Вроде бы от мешанины чужих культур потихоньку приближаемся и к нашим. В кадр случайно попала кедровая ветка. Вот люди ловят рыбу - в кадре некрупная щука и, вероятно, тугун. Благодаря этой ихтиофауне потихоньку регион оконтуривается географически. Вероятно это район Сосьвы или Ляпина, где ханты исконно питаются не отсутствующими у них благородными сиговыми (за исключением пеляди), а именно этоми и карповыми, частиковыми рыбами. Но ловят в кадре современным неводом, хотя (если соблюдать "историчность") раньше добывали рыбу в основном запорным методом - напрочь перегораживая реку. Я не удивляюсь, что из травянистого привкуса щуки они варят уху, но для туристов хотя-бы они могли вытащить из неё жабры - эти природные "фильтры" на которых способно осаждаться всё не слишком хорошее.
Ну да ладно, фильм, призванный правдиво ознакомить с культурой народов Северного Урала и нижней Оби вроде идёт к заключению. И снова грозы, вопли и дикий хохот и пляски с какими - то бесстыжими девками. Почему бесстыжими? Представителям аборигенов женского пола всегда была предписана скромность - она никогда не повышает голоса среди людей, не показывает ног и голова её всегда убрана. Девушки всегда отводят глаза. Согласно А.В. Головнёву, большинство этнических войн прошлого были войнами не из-за территорий, а - из-за женщин. "Поход за косатыми" (за женщинами с косами) - так назывались эти набеги. То есть у женщины волосы всегда должны быть заплетены в косы. И более того - убраны под платок или кокошник. Здесь же мы видим простоволосую девку, бесстыже прыгающую среди мужчин у костра. И опять эти цирковые шаманы...
Это, конечно, крайность: предписано освещать местные культуры, но хореографы не изучают свой вопрос глубинно, не бывают в настоящей Тундре или чумах кочевников, да и вообще, в основном, являются представителями иных народов. И не будет ничего удивительного, если в этом компоте из одежд и танцев мы однажды увидим какие-нибудь "бульбашские" усы. Да, туристам "хватит" любого циркового выступления ряженых вопящих прыгунов: для большинства из них любой житель Севера - это некий неумытый чудак в шкурах, не желающий принимать Прогресс. Этакое сборище обиженных Богом людей и существуют они так по тому, что они именно язычники. То есть - и с точки зрения поверхностной туристической этнографии и даже с точки официальной церкви такой подход не только наиболее прост, но даже оптимален.
Но... не могу не назвать и другую крайность - на одной из наших факторий создана христианская община "Земля надежды", где националов принуждают быть христианами. Первая исторически зафиксированная экспансия христианской церкви на культовые места самоедов была организована лет 400 назад, тогда на острове Белом и иных северных капищах были сожжены сотни сядэев, но ещё в прошлом веке в тундре существовали шаманы, да и до сих пор житель тундры в большей степени всё-же язычник, нежели христианин, какими бы методами ему это не прививалось.
То есть истина в традиционных культурах визуально - где то по середине, а если точнее - то гораздо глубже, к культуре и Истории надо относиться внимательнее и бережнее, иначе в погоне за рекламой и потреблением, исполнению указов президента развивать этнографический туризм однажды мы можем увидеть в тундре пальму.....
Вот такие грустные мысли. С уважением, Валерий Неизвестный