С чего началось, на днях в мастерскую пришла заказчица забрать готовое изделие, увидев конечный результат от восторга стала громко выражать свои эмоции. В мастерской в это время были ещё покупатели, которые начали разглядывать и комментировать. Фраза одного из них ввела нас в ступор: «Слишком филигранно, как будто не хэнд-мэйд, а на машинке сделано. Ручную работу всегда видно по мелким недостаткам, это как почерк мастера.» Если честно, мы сначала опешили и даже не знали то ли обидеться, то ли возмутиться, то ли проигнорировать. Но вступилась заказчица: «Если бы изделия Карла Фаберже ценили за какие-то мелкие изъяны, а не за ту тщательность, скрупулезность, даже рафинированность с какой они сделаны, то за ними бы не гонялись коллекционеры.» Мы приняли это как заслуженный комплимент нашей кропотливой работы.
После этого инцидента захотелось разобраться, а в чём выражается, так называемый, почерк мастера, индивидуальный стиль? Множество мнений, взглядов и ценностей постепенно стирают границы таких понятий как красивое и некрасивое, мужское и женское, вечное и сиюминутное, искусство и китч. Понятие «стиль» многогранно и является своеобразной формой проявления своих способностей через ту или иную деятельность, используя такие же материалы, такие же инструменты, такие же схемы и эскизы как у других создавать свою неповторимую узнаваемость. Индивидуальный стиль — это профессионализм на все 100%, это умение и навыки, доведённые до совершенства. Чем талантливее и профессиональнее мастер, тем больше он будет добиваться гармонии, изящества и филигранности в своих изделиях, до последнего момента сомневаться, а всё ли он сделал, всю ли душу вложил в эту работу.
Доступность информации в печатных изданиях и интернете сыграл злую шутку с начинающими и любителями, реклама и множество платных и бесплатных мастер-классов дали ощущение, что любой может стать мастером, стоит только взять в руки и попробовать и не успев начать станешь профессионалом. К сожалению, это не так и не каждому дано. Только колоссальный опыт, бесчисленное количество проб и ошибок, постоянные сомнения и скепсис, разочарования и чувство неудовлетворенности дают возможность почувствовать себя мастером с самобытным и неповторимым, оригинальным и индивидуальным стилем. В интернете на 100 выложенных мастер-классов только 1-2 можно считать стоящих внимания, на большинстве платных курсах только угрожая утюгом в руках можно узнать тонкости и хитрости, которые по крохам дают во время обучения, разбивая курс на несколько, чтоб больше заработать. О какой индивидуальности можно говорить если выставки, ярмарки и интернет заполонили безликие, однообразные, безвкусные поделки, будто сделанные под копирку, аляповато, с чудовищными цветовыми палитрами, формами и пропорциями, не имеющих понятной концепции, будто все забыли, что такое цветовая гамма, что есть теплые и холодные цвета, главным стало - чтоб блестело, да поярче. В китайской притче «Почерк мастера» про быка с золотыми рогами есть такой диалог: «- Тут не чувствуется руки мастера, скорее, это почерк дилетанта-любителя. - Почему? - спрашивают пастухи. - Потому, - отвечает Би Цзин, - что почерк мастера отличается особой изощрённостью.» Именно изощрённости не хватает большинству современных работ, которая и наделяет изделие индивидуальностью и изысканностью.
«Я слепила из того что было», - это девиз большинства апатичных, зашоренных, не аккуратных мастериц, которые старательно скрывают изнаночную сторону своих работ, которые свою лень и неумение пытаются завуалировать под индивидуальность, теша своё тщеславие и самолюбие лайками от подружек, которые или не хотят, чтоб не обидеть, или не могут, так как дилетанты, сказать честно правду. Не желание слушать справедливую критику от профессионалов, а только дифирамбы таких же «успешных» мастериц, приводит к тому, что рукодельницы останавливаются на каком-то этапе и варятся в собственном соку. Печально то, что большинство не развивают свои навыки и умения, не знают основ дизайна, стилей в искусстве, истории живописи, тех элементарных вещей, которые можно узнать и почерпнуть в музеях, в галереях, в старинных произведениях, в работах известны и талантливых мастеров. Ещё великий русский художник-живописец Илья Репин говорил: «Чтобы художнику создать хорошее, надо глядеть только на великое.» А лозунг дедушки Ленина: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!», актуален не только для школьников, это своеобразная панацея для саморазвития. Стиль - это не закостенелая и неизменяемая, а постоянно развивающуюся и совершенствующуюся творческая манера, отличающая одного мастера от другого. Стремление к совершенству — это своеобразный перфекционизм, который заставляет двигаться вперёд к новым вершинам, стремиться добиться наивысшего успеха. Завершить хочется ещё одной цитатой Ильи Репина, актуальной до сих пор: «Настоящему художнику необходимо колоссальное развитие, если он сознает свои долг - быть достойным своего призвания.»
© ТМ "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОКЪ", 2018