Кому-то чаще, кому-то реже, но приходится получать от покупателей неприятные (на первый взгляд) слова.
"У вас так дорого!"
"И эта финтифлюшка - ручная работа?"
"А у меня бабушка лучше может!"
Первое желание от таких слов - залезть под одеяло с конфетками, а негодяю послеть луч сметри и вечный бан. Но может, стоит немного притормозить, осмотреться и прислушаться? Что же заставило совершенно незнакомого человека написать вам неочень приятные вещи? Докопаться до сути и понять его мотивы и цели. Это как раз то, что в прямых продажах называется "работой с возражениями". Потому что часто за высказываними о цене стоят сомнения в ценности, а за претензиями о качестве - непонимание сути вещи. Но никак не желание обидеть персонально вас!
И для начала давайте сразу вынесем за скобки нашего обсуждения откровенных хамов. В сети их много. Особенно на форумах. "Ты козявка, и делаешь унылые банальности, прозябать тебе на последнем полустанке!" - это не возвражение. Это лишь грубость и проблемы у того, кто так хамит. Ему нужно просто самоувердиться за счет унижения другого. Проигнорируем и пройдем мимо!
Настоящих возражений можеть быть несколько видов. И проиллюстрирую их на примере возмущения ценами: "У вас так дорого!!"
Получив такое сообщение, не прячтесь в кусты и не откупайтесь скидками (признавая, что у вас дорого). Для начала уточните у покупателя, какая именно работа ему кажется дорогой и почему. Сравнивает ли он похожие товары. Нашел ли действительно дешевле и где. Чем его заинтересовала именно ваша работа. Ответы на эти вопросы позволят вам идентифицировать тот или иной тип возражения.
Вид первый. Возражение-манипуляция. Ввстречается крайне часто. И крайне часто "жертвы" на них ведутся. В ситуации с ценами - предлагают скидку. Именно то, что манипулятор и хочет получить! Поэтому чтобы отсеять таких манипуляторов, не надо с порога предлагать снизить цену. Целесообразнее предложить свои условия (хорошо если вы ранее уже прописали их для своих покупателей) - скидку на определенную сумму или за покупку нескольких изделий, накопительную дисконтную систему, красивую подарочную упаковку при покупке дорогих коллекционных изделий... В общем, не ведитесь с полоборота на требования о скидках. Предлагайте дополнительные преференции, которые вы готовы предложить в нормальных ситуациях и всем остальным нормальным покупателям. Если ко мне поступают вопросы о доп. скидке, то я сразу даю ссылку на запись в блоге о накопительной системе скидок, на информацию о бесплатной доставке - этим могут пользоваться все мои покупатели. А также уточняю, какой объем заказа интересует покупателя, возможно это не банальный манипулятор, а действиельно заинтересованный в большой покупке. Манипулятор на это стадии просто "сольется" :)
Поэтому рекомендую заранее продумать положение о скидках, обнародовать его и неукоснительно ему следовать.
Вид второй. Обоснованное возражение. И такие бывают! Обычно в ситуациях с однотипными недорогими товарами (например, в своем магазине с материалами я иногда сталкиваюсь с такими возражениями). Конечно, дизайнерские и сложные в выполнении вещи гораздо сложнее сравнить по цене!
Суть в том, что покупатель провел анализ рынка, увидел, что в магазине "Х" точно такие же сережки, но на 30% дешевле. Низкий ему поклон и большое спасибо! Он выполнил часть вашей работы! Вам остается проверить эту информацию и решить для себя, действительно ли ваши цены завышены и необходимо ли вам их снизить. Решаете снизить - снижайте, это ваше личное дело! Но не забудьте поблагодарить покупателя за его слова и сообщить ему о снижении:) Если вы решаете оставить цены такими же - переводите возражение в один из следующий типов.
О чем еще стоит задуматься, получая такого рода возражения. О своей ценовой и ассортиментной политке, о поиске новых поставщиков материалов (более дешевых или наоборот более дорогих и качественных), о своей нише на рынке. Нет, я не призываю к демпингу! Это плохо для всего рынка в целом и для каждого участника в отдельности. Просто необходимо регулярно оценивать свою конркурентоспособность и возможности изменения своих позиций в пользу более выгодных.
Вид третий. Возражение-непонимание совокупной ценности.
Покупатель говорит, что в магазине "Х" тоже самое, но на 30% дешевле. А вы видите, что за доставку там берут в 2 раза больше чем у вас, ассортимент там - в 10 раз меньше вашего... Объясните это покупателю, пусть он знает, что при такой цене на изделие доставка у вас совсем недорогая (а может и бесплатная?), отправка на следующий день (а не через 3 недели), что выбор у вас громадный, да еще действует накопительная система скидок и гарантия возврата средств, если почта при пересылке повредит изделие.
Если у вас действительно цены выше, снижать их вы не хотите (см. предыдущий пункт) и дополнтельных выгод вы не предлагаете, то такое покупательское возражение должно послужить вам стимулом для создание доп. преференций - системы скидок или подарков, красивой подарочной упаковки к дорогим работам, расширение способов оплаты и доставки (дополнительное удобство для покупателя - это еще какая ценность!), расширение ассортимента и продажа сопутствующих изделий. И многое-многое другое, что позволит выделить именно вас из ряда продавцов однотипных товаров и "обосновать" чуть более высокую цену.
О чем еще стоит задуматься, получая такого рода возражения. Не только о том, есть ли у вас такие дополнительные выгоды для покупателей, но и как хорошо покупатели о них знают. Насколько хорошо и понятно эта информация прописана. Попросите друзей почитать ваши посты, какую ключевую идею они в них увидят? Просканируйте все свои тексты и описания - есть ли везде сквозная линия об этих выгодах. Да просто лишний раз напомните об этом в блоге. И еще проанализируйте, действительно ли эти выгоды выгодны вашим клиентам? Для этого надо понимать - кто ваши клиенты, для чего и в каких ситуациях они заказывают ваши работы.
Вид четвертый. Возражение-непонимание ценности самого товара и его качества. Также широко распространено в хендмейд сфере. "10 тысяч за какую-то тарелку???" - нечто подобное слышали многие. Работая с такими возражениями, надо прежде всего выяснять потребности покупателя - что конкретно он хочет купить, какие ценности и характеристики изделия ему важны. И сопоставлять со своей работой. Если покупателю нужны просто красивые тарелки к обеденному столу, а не ваша из китайского фарфора с ручной витеавой росписью и позолотой, то лучше или предложить ему более "повседневные" и простые варианты ваших работ. Или отправить к другому знакомому мастеру. Если же покупатель действительно ищет коллекционную вещь, то можно и нужно разъяснить ценность материалов, сложность и длительность изготовления, уникальность дизайна и технологии.
О чем еще стоит задуматься, получая такого рода возражения. О том, насколько ценными выглядят ваши работы. Насколько хороши фотографии (может, стоит поэкспериментировать с подачей и композицией?). Профессионалом какого уровня вы выглядите, профессионалом какого уровня вас признают (делитесь информацией о своих достижениях, наградах, освоении новой технологии). Для чего предназначены ваши работы (тарелки - они для обеда, или для ценной коллекции под стеклом?), покажите это и в фотографиях, и в описаниях, и в постах в блоге.
Поэтому не стоит просто отмахиваться от возражений о ценах, на самом деле они скрывают более глубокие сомнения и непонимания покупателя. И несут для вас самих дополнительный стимул развития и возможность взглянуть на свою работу под новым углом!