Изготавливаем твердый шампунь с серой и куркумой
- Сложность: ниже средней
-
Материалы: горчичное масло, масло ним, кокосовое масло, гидроксид натрия, сера, куркума, зелёная глина
Я хотела бы показать процесс приготовления твердого шампуня с серой и куркумой на масле ним. Этот шампунь подходит для жирных волос, устраняет перхоть, нормализует работу сальных желёз. Создавая его рецепт, я ставила перед собой цель, сделать, в первую очередь, лечебный шампунь.
Итак, прежде всего, минутка занудства (обожаю теорию!). Конечно, эта информация актуальна для совсем начинающих мыловаров, более опытных коллег, решивших заглянуть в мастер-класс просто из любопытства приглашаю промотать текст ближе к середине :)
Итак.
На что стоит ориентироваться, при составлении рецепта для твердого шампуня? прежде всего составляем «Локомотив» для нашего рецепта-паровозика (образное мышление наше все у творческих людей, так что надеюсь, вы меня поймете).
Основа — пенообразующие масла: кокоса, пальмоядровое (не одно и то же с пальмовым, равноценно заменить нельзя), баббасу. В общей массе до 30%, между собой можно миксовать как удобно.
Также вы можете добавить другие твёрдые масла: какао, ши, пальмовое. В общей массе до 20%.
Если вы хотите добиться более быстрого застывания, увеличьте процентное соотношение твёрдых масел, за счёт доли жидких масел до 60%. Но будьте осторожны, мыло, состоящее в большинстве своём из твёрдых масел может начать крошиться, поэтому я никогда не добавляю твёрдых масел более 50%.
Вторая очередь жидкие масла:
Касторовое до 20%, стабилизирует пену, питает и смягчает сухие волосы.
Рапсовое масло. Недорогое, легкое, стойкое к прогорканию масло, благодаря чему может использоваться в большом количестве. но без фанатизма — это не уходовое масло, все-таки.
Оливковое масло — отличное масло для питания сухих волос и кожи головы, но не следует его использовать более 30%
Подсолнечное масло — одно из лучших масел для шампуневого мыла! Недорогое, питательное и легко смывающееся с волос, не оставляющее пленку. Минус подсолнуха в очень быстром окислении, поэтому не более 20%
Остальные базовые жидкие масла могут добавляться любые, в среднем актуальная дозировка до 20%.
Состав нашего рецепта-паровозика миксуется в зависимости от требования к шампуню. В нашем случае, я подбираю подходящие для жирных волос масла: горчичное, кукурузное, виноградной косточки, ним (в основной рецепт и для пережира).
Кстати, о пережире — в рецепте для жирных волос пережир не более 3%, обратите внимание, не проставлен ли в вашем калькуляторе еще и страховочный пережир!
Теперь бонусы — активные добавки.
Здесь тоже есть свой «локомотив»: лимонная и молочная кислоты, глицин.
Эффект от добавления глицина в мыло «с нуля» такой же, что и от добавления шелка: мягкая «шелковая» кремовая пена с множеством пузырьков при использовании мыла с глицином дарит коже удивительные тактильные ощущения.
Но если шелк необходимо растворять в щелочном растворе для образования аминокислот, то глицин - это готовая аминокислота. Глицин используется чаще всего при горячем способе изготовления мыла, т.к. ввод глицина в мыльную массу способствует тому, что она становится гораздо более пластичной, что значительно облегчает дальнейшую работу. При этом часть растворенного в воде глицина добавляется на стадии геля, часть — перед раскладкой в формы. Количество воды для приготовления щелочного раствора в этом случае следует уменьшить на то количество, которое используется для растворения глицина.Дополнительные достоинства использования глицина в мыле — гладкость и глянцевый блеск поверхности готового мыла, а также его твердость и обильное пенообразование.
Лимонная кислота — прекрасная добавка в мыло, сваренное «с нуля». При взаимодействии со щелочью в мыле образует цитрат натрия, который смягчает жесткую воду. Мыло с добавлением лимонной кислоты обладает дополнительным кондиционирующим эффектом. По этой причине лимонная кислота является одной из обязательных добавок в шампуневом мыле. Процент ввода в лимонной кислоты в мыло: 0,1-1,0-3,0% от общего веса масел.
На 1 г лимонной кислоты дополнительно нужно 0,6 г щелочи (для твердого мыла).
Молочная кислота отличный натуральный увлажнитель, имеет большое сходство с кожным жиром. В твердом мыле образует лактат натрия, который стабилизирует пенообразование, делает поверхность мыла более гладкой, добавляет пластичности и кондиционирующие свойства.
Остальные добавки варьируем по необходимости:
Стеариновая кислота — если вы хотите сварить мыло на жидких маслах, но при этом не хотите, чтобы оно «сопливилось».
Сахар — наоборот, если необходимо разжижить слишком плотную мыльную массу (сахар также придаст пену, но и окрасит мыло в коричневый цвет, если этого нужно избежать, лучше использовать сорбит)
Глины, сухая горчица, сера, шерсть, сухое молоко, мед, желток, кетон малины... добавок огромное количество, я же беру добавки, актуальные для жирной кожи с перхотью:
сера, кетон малины, глина зеленая, куркума.
ну и наконец — аромат. У меня это композиция из эфирных масел душицы, базилика, апельсина, бергамота.
Итак, мой рецепт:
Пенообразующие масла 26%.
Кокос и бабассу.
Твердые масла 25%.
Пальмоядровое, пальмовое, ши.
Жидкие масла 49%.
Кукурузное, оливковое, горчичное, касторовое, ним.
Активы:
молочная кислота 3%, лимонная кислота 1%, глицин 5%
кетон малины 0,5%, сера 5%, глина 10%
Начнем:
1. Посуда и инструменты:
Погружной блендер, ёмкости для щелочи, 4 емкости для отмеривания активов, весы, средства защиты, салфетки, несколько ложек и лопаток для перемешивания, молоковарка, кастрюлька для разогрева и чаша для смешивания.
2. Материалы:
3.Масла: касторовое, оливковое, кокосовое, пальмоядровое, бабассу, пальмоядровое, кукурузное, горчичное, масло ним, ши.
4. Добавки: сера, куркума, кетон малины, молочная и лимонная кислоты, глицин.
5. Гидроксид натрия и отвар шалфея замороженный.
Сначала начинаю длительный процесс разведения натрия в кубиках льда. Лёд из отвара шалфея.. напоминаю — натрий всыпаем потихоньку, чтобы смесь не закипела.
Пока размешивается натрий — отмеряю и разогреваю масла.
В натриевый горячий раствор добавляю глицин (глицин не растворяется в холодной воде).
Далее вынужденная мера — в смесь натрия и глицина добавляю лимонную и молочные кислоты. Это не совсем правильно.
Правильно — в воду сначала добавить м.к. и л.к., а затем в эту воду всыпать натрий, после — глицин.
В моем случае, я вводила натрий в кубики льда. Пытаться во льду растворить кислоты безнадежное и бессмысленное дело, поэтому, я поменяла порядок действий. Будьте осторожны! вливайте в остывшую смесь молочную кислоту по чуть-чуть иначе, раствор может кипеть и брызгаться.
соединяем натриевую смесь и масла:
Когда вы работаете со льдом, необходимо процеживать смесь, так как частицы натрия могут не раствориться в холодной смеси и после оказаться у вас в мыле :(
Доводим до следа:
Совсем недавно я решилась и позволила себе чудо-девайс — молоковарку. Чертовски полезная вещь оказалась! У меня самая большая из тех, что смогла найти — на два литра. Выглядит намного аккуратнее, чем водяная баня, прекрасно становится на дальнюю конфорку у стены, и я не хватаюсь за сердце, каждый раз, когда моя дочь пробегает мимо плиты. Правда, по моим ощущениям, приготовление в ней занимает больше времени, чем на водяной бане, планирую поставить как-нибудь два разных мыла одинакового объема и сравнить.
Еще пока не наловчилась сколько нужно воды наливать, сегодня убежало опять :(
Далее — ждем результата.
Через час:
Даже по привирающим палочкам понятно, что еще не пора.
Через 2 часа:
Для палочек данного уровня этот показатель — норма, ниже уже не будет (по крайней мере, по моему опыту, а так же из информации на специализированных форумах, я делала вывод о бессмысленности вываривания мыла по 6-8 часов) Снимаю языковую пробу, которая подтверждает, что мыло готово.
Добавки:
Сначала я вмешала и равномерно распределила серу. Далее ввожу масло ним. О этот незабываемый аромат лука, причем, не уверена, что свежего лука. Запах был такой насыщенный, что я всерьез засомневалась, перебьют ли его мои эфирки. После недолгих размышлений я поняла, что лайм и базилик и скорее всего лягут сверху этого прекрасного аромата , оставив нам масло ним в качестве базовой подложки ароматической композиции. В общем, представив себе получившийся аромат, я живо достала приправу карри (хозяйке на заметку — карри перебивает любые ароматные приправы в любых количествах). И, о чудо! Всего одна чайная ложка (без горки) карри и луковый аромат исчезает без следа!.
Успокоившись, добавляю кетон малины (предварительно его нужно растворить в капельке спирта!) и куркуму для окрашивания мыла.
Далее ароматизирую:
Выкладываю в форму треть мыльной массы, добавляю зеленую глину, перемешиваю.
Выкладываю остальное:
Убираю на две недели в дальний угол.
И наконец, результат:
Через месяц с радостью отмечаю, что мыло не пахнет карри и нимом. Сдержанный древесно-пряный, достаточно тяжелый, скорее мужской чем женский, стойкий, приятный аромат.