Несколько дней назад мы посетили музей Искусства Бонсай в Омия, префектура Сайтама, Япония.
Несмотря на очень жаркий день, в музее некуда было яблоку упасть — столько любителей этого древнего искусства приехало в тот день в музей. Бонсай переживает настоящий бум в последние годы, местные мастера не успевают обучать всех желающих этому древнему мастерству.
Люди потрясены гармонией, формой, красотой деревьев Бонсай. Это кропотливая и каждодневная, сложная работа по уходу за каждым деревом, каждой веточкой, почкой, листиком, цветком.
На фото — прекрасные образцы искусства Бонсай, которые демонстрируются в этом музее.
На фото - открытый мастер-класс исвестных мастеров Бонсай об уходе за деревьями и поддержании стиля Бонсай.
Расскажу немного об этом древнем искусстве.
Стиль бонсай возник в Китае в эпоху династии Тан (VIII—X вв.) Среди настенной живописи найдено изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и пересаженное в горшок
Слово «бонсай» происходит от китайского слова «пэньцай» (китайское прочтение тех же иероглифов) и означает «выращенное на подносе».
Одна из легенд гласит, что некий император повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья
Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра.
Спустя некоторое время, в связи с развитием техники любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайной церемонии. В это время искусство называется хати-но-ки — «дерево в горшке». С XVIII века японцы окончательно превращают эту технику в искусство, возникает множество стилей[. В эпоху Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и кленов стало времяпрепровождением богатых людей.
Развивали это искусство и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник
Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезаниям и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе
Медную проволоку стали использовать только после Второй мировой войны, до этого использовались струны.
Первая выставка бонсай состоялась в Токио в 1914 году
К XXI веку о бонсай уже написано более 1200 книг на 26 языках мира
В музее Омия есть выставка композиций под открытым небом, а есть экспозиция и в самом музее, рассказывающая об истории и распространении Бонсай, стилях, известных Мастерах, постоянно проводятся лекции и мастер-классы.
Один пожилой господин проехал 40 !!! километров на велосипеде в день проведения мастер-класса, чтобы попасть в музей на мастер класс по уходу за деревьями Бонсай!
В 1923 году группа садоводов-мастеров Бонсая переехало в префектуру Сайтама после Большого Кансайского землятрясения и основало там группу местного самоуправления мастеров Бонсая. Она существует и по сей день.
Известные Мастера рассказывали об этом искусстве и щедро делились своими знаниями.
Они говорят, что дерево живое, и Мастер ежедневно ухаживает за ним. Он поливает дерево, дает ему удобрения, воду, подстригает его и придает ему форму. Дерево, в ответ, радует глаз Мастера и всех окружающих своей красотой и совершенной формой.
Гармония, радость, вдохновение — вот что дарит древнее искусство Бонсай людям.
Спасибо большое за внимание!