«Пришел, увидел и купил» — идеальная формула шопинга в сети. Люди всё чаще и больше делают покупки в интернете, желая тратить на это минимум времени и коммуникаций. В несколько кликов найти, выбрать и оплатить товар с помощью смартфона — реальность, которая всего несколько лет назад звучала, как фантастика.
Наша задача сделать Ярмарку Мастеров такой, чтобы у вас было много продаж, а у заказчиков много замечательных покупок, которые они легко смогут сделать с любого устройства. На это работают сразу несколько направлений, одно из которых — оптимизация интерфейсов.
Что такое интерфейс
Интерфейс — это внешний вид интернет-страницы. Это все элементы, всё, с помощью чего вы взаимодействуете со страницей: кнопки, плашки, раскрывающиеся списки, сортировки и фильтры, их расположение и даже цвет.
Ни один элемент не оказывается на странице случайно, и никакое изменение не происходит просто так.
Как мы улучшаем интерфейсы на Ярмарке Мастеров
Работа по оптимизации интерфейса — нетривиальная задача. Она не сводится к «нарисовал и сверстал». Вот как выглядит процесс редизайна одной страницы:
- Всему предшествует аналитическая работа — сбор подробной статистики о том, как пользователи ведут себя на этой странице: сколько на нее заходят; чем пользуются чаще, чем реже, чем вообще не пользуются; как они пролистывают страницу, где останавливаются, куда уходят с нее; на какие кнопки жмут больше, а какие элементы не замечают и пр.
- Одновременно с этим изучаются обращения наших пользователей в Службу поддержки, которые относятся к текущей разработке. Все сообщения о проблемах или неудобствах, замечания, идеи и предложения берутся в проработку и по ходу дополняются новыми находками.
- За этим следует исследовательская работа и поиск решений. Формируются гипотезы, которые требуют проверки.
- После составляется вся документация: бриф, концепт, техническое задание для разработчиков. Прорабатываются сразу несколько вариантов страницы — для них создаются и подробно описываются макеты. Затем материалы поступают на разработку.
- Готовые варианты запускаются на часть пользователей для теста. То есть все несколько вариантов мы испытываем в деле на репрезентативной выборке посетителей портала, чтобы собрать новую статистику и понять, как изменились показатели, стала ли страница удобнее, подтверждаются ли наши гипотезы или наоборот опровергаются и пр.
Это ответ на вопрос, почему иногда вы видите страницу то в одном виде, то в другом.
Такое тестирование может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Помните, мы с вами уже выяснили, что для корректных выводов нужно время? - Вариант, который показал себя лучше всего, дополнительно дорабатывается, шлифуется, и запускается на всех посетителей. После этого мы обычно публикуем новость :)
Если же мы видим, что ни один из вариантов не устраивает наших пользователей и нас самих, всё начинается сначала.
Что такое конверсия и как правильно учитывать статистику
Интерфейсы Ярмарки Мастеров эволюционируют постоянно и с одной целью — повышать ваши продажи.
Вы удивитесь, но иногда даже перекрасив одну кнопку в другой цвет, можно на порядок повысить конверсию!
Эволюция дизайна интерфейсов на Ярмарке Мастеров:
Конверсия — это отношение целевых действий к количеству просмотров страницы.
Простой пример: возьмем страницу товара «Вязаный свитер Незабудка». Главная кнопка на ней — это кнопка Купить, потому что это целевое, самое главное и желанное действие. Представим, что за день страницу посетили 155 человек, они посмотрели свитер, изучили условия доставки и оплаты, и 12 человек из них нажали кнопку «Купить» и оформили заказ. В этом случае конверсия будет: (12/155)*100 = 7,7%
По сути конверсия — это продажи. Кстати, в практике интернет-продаж хорошей считается конверсия уже в 1%.
Идем дальше: другой товар «Вязаный свитер Маргаритка» тоже посетили 155 человек, но купили 4. Здесь конверсия ниже: 2,6%. В первом случае напрашивается вывод, что товар привлекательнее или описан лучше или условия выгоднее. Но не стоит спешить с выводами: завтра может быть обратная ситуация. Поэтому, чтобы проверить гипотезу, нужно наблюдать данные некоторое время. Запомните этот момент, позже мы к нему обратимся.
Как смотреть на статистику, чтобы она говорила правду и ничего, кроме правды
Выводы никогда не делаются на основе какого-то одного показателя. Чтобы статистика стала настоящим помощником, вы должны подружиться со всем ее чувствительным «окружением».
Что влияет на статистику? Практически всё: крупные мероприятия (как чемпионат мира по футболу) и важные новости, обязательно влияет сезонность, время года, праздники и дни недели, тренды и мода, выпуск новых устройств и обновления операционных систем, геополитика, свежие версии браузеров, скорость интернета, алгоритмы поисковых систем, новые поведенческие привычки пользователей, их возраст, пол, место жительства и пр.
Интерфейсы тоже влияют на статистику. Мы меняем их для повышения конверсии, всячески сокращая путь посетителя до целевого действия — покупки — и убирая с этого пути «холостые» клики. Создаем такие условия, когда пользователь может купить товар, даже не открывая его страницу отдельно:
В окне предпросмотра:
В магазине, каталоге или в коллекции:
Даем возможность быстро и просто приобрести вещь, даже не заходя в Корзину. Так происходит покупка товаров, подключенных к сервису «Надежные покупки»:
Именно поэтому в новом дизайне превью ваших работ стали заметно крупнее — так они не просто выглядят ещё привлекательнее, они помогают заказчику быстрее разглядеть товар и принять решение о покупке без просмотра дополнительных страниц товара.
Быстрые покупки прямо с превью товара — новое поведение пользователя на сайте и особенно со смартфонов!
То есть в контексте статистики просмотров товара речь идет теперь не о просмотрах самой страницы товара, а о показах товара посетителю где-либо на сайте, где он тоже может его купить.
Явный сигнал для нас, что подход к подсчету статистики магазинов на Ярмарке Мастеров требует переосмысления.
И вот что подкрепляет этот вывод:
- развитие мобильных приложений. Количество пользователей мобильных приложений неуклонно растет (у нас, к примеру, уже более миллиона установок). Практически 80% всех своих дел и задач люди могут выполнять со смартфона. При этом нынешний вариант статистики просто технически не может учесть все показы товаров покупателям в приложении из-за специфики операционных систем Android и iOS;
- нынешняя статистика не учитывает мобильные просмотры товаров в коллекциях Галереи, в предпросмотре, на превью, а доля мобильной аудитории постоянно увеличивается, превалируя над пользователями обычных компьютеров.
График просмотров страниц Ярмарки Мастеров с мобильных устройств, 2014–2018 гг.: - за прошедший год произошло много изменений в интернет-технологиях вообще и на Ярмарке Мастеров в частности: мы и многие сайты полностью перешли на безопасную технологию https, а при таких переходах неизбежны искажения показателей и общей статистики;
- поисковые системы Google и Яндекс стали активно продвигать технологии «ускоренных мобильных страниц» — это легкие версии страниц сайта, которые сверстаны и размечены разработчиком специальным образом.
У Гугла эта технология называется «AMP» (Accelerated Mobile Pages), у Яндекса — «Турбо-страницы». Они были созданы как раз для мобильных устройств, чтобы страницы сайтов на них открывались как можно быстрее даже при слабом интернете. В поисковой выдаче Гугла или Яндекса такие страницы показываются выше остальных.
Мы внедрили эти технологии у себя, и теперь сотни тысяч пользователей могут удобно просматривать страницы нашего портала со своих телефонов. Однако статистика не может эти просмотры корректно учесть.
Всего за год технологическая платформа Ярмарки Мастеров сделала гигантский скачок вперед, при этом модель подсчета статистики безнадежно устарела и не показывает реального положения дел.
В течение этой осени мы пересмотрим формат сбора статистики магазина — проработаем вопрос отдельно, более глубоко, чтобы данные не искажали реальность, и вы могли на них опираться в своих делах. Графики и некорректные данные пока уберем, а остальные показатели и цифры по-прежнему останутся в вашем распоряжении. Только учтите, что эти цифры сейчас скорее для ориентира, в реальности показатели гораздо выше: в статистике не отражены все показы. Причины этого описаны выше.
Зачем мы делаем интерфейсы адаптивными
Мы уже рассказывали, что сейчас активно переводим страницы портала на адаптивность. Такие страницы сами подстраиваются под экран любого устройства, корректно работают и хорошо выглядят на нем.
Но главное в другом — они намного конверсионнее обычных страниц, работают на повышение ключевых показателей, увеличивают количество переходов и продаж! Проще говоря: посетителям так намного удобнее. Удобнее покупать, читать, общаться, ведь на адаптивных страницах учтены поведенческие привычки, которые люди обрели, используя мобильные устройства. Каким бы удивительным это ни казалось, но люди, заходящие на сайт с компьютера, и посетители, заходящие с мобильных устройств, взаимодействуют с сайтом совершенно по-разному.
Одна и та же страница публикации на компьютере и на экране смартфона:
Если вы сейчас читаете эту статью на компьютере, можете уменьшить окно браузера и увидеть, как страница подстроится под новый размер.
Первыми супер-способность адаптироваться получили самые важные страницы — страницы товара, Каталога, главная портала и главная Журнала, Академия, темы в Журнале, Корзина.
Вот несколько примеров того, как новый дизайн и адаптивность интерфейса сделали жизнь пользователей лучше:
Адаптивная Корзина появилась недавно, а уже успела принести первые воодушевляющие результаты: конверсия оформления покупки на мобильных устройствах выросла на 7%, а на компьютере — на 4,5%!
Было:
Стало:
То есть дизайн практически не поменялся, а покупателям стало намного удобнее делать заказ!
Адаптивная страница товара привлекает на 8% больше пользователей, заходящих с мобильного устройства.
Адаптивная страница Каталога показывает такие же результаты — 8%:
Наша амбициозная цель — до конца года сделать сайт полностью адаптивным.
Мы знаем, что вам всегда требуется время, чтобы привыкнуть к новому виду страниц, мы понимаем вашу досаду и переживаем за вас, стараемся делать изменения постепенно. Большие обновления — редкость для столь крупного портала, но сейчас мы хотим сделать максимум адаптивных страниц, чтобы в сезон продаж привести вам ещё больше покупателей, в том числе мобильной аудитории. Ваша поддержка и обратная связь бесценны.
Если вы еще не начали готовиться к сезону, приглашаем получить