Когда-то я занимался садовой мебелью и хочу поделиться разнообразными художественными идеями, осуществлёнными мной с использованием стандартных тонких и толстых досок из хвойной древесины и самых простых электроинструментов (лобзик, ленточная шлифмашинка, дрель-шуруповёрт и фрезер).
Сразу оговорюсь, что мои изделия рождались экспромтом, поэтому ни о каких чертежах и размерах речи я не веду. Надеюсь, что приведённых здесь фотографий будет достаточно мастерам, работающим в этой сфере, чтобы понять, как это сделано, и сделать так же или по-своему.
В основе моих изделий лежит соединение «шип-паз» со сквозным пазом, который пропиливается лобзиком. Части соединяются клеем ПВА «Люкс Мебельный» с запрессовкой саморезами. Шип должен выступать из паза примерно на толщину доски. Если сделать шип заподлицо, будут видны все огрехи и неровности, оставленные лобзиком. Чтобы соединение выглядело более изящным, выступающую часть шипа нужно скруглить. Ниже я изобразил всё это на эскизе.
Слева — соединение в кабинетной проекции, справа — в разрезе (разные части заштрихованы в разные стороны).
Теперь я перейду к фотографиям работ, а в конце поделюсь опытом защиты деревянных поверхностей от атмосферных воздействий.
Это цветочная этажерка и садовая скамейка-диванчик. Скамейка сделана из тонких досок, поэтому каждая доска сиденья имеет снизу ребро жёсткости, чтобы сиденье не прогибалось. Шипы поперечных досок здесь срезаны заподлицо и прикрыты декоративными резными накладками. Рёбра досок обработаны фасонной фрезой — это изящнее, чем просто скруглить их или снять фаски.
Скамейка «Котик». После сборки на клею саморезы вывернуты, и вместо них вклеены деревянные штифты. Ножки из тонких досок сделаны угловыми, что обеспечило им нужную жёсткость и прочность.
Скамейка «Такса» из тонкой доски. Здесь хорошо видны выступающий скруглённый шип и угловая (для жёсткости) конструкция ножек.
Ещё варианты «зверских» скамеек с использованием толстых и тонких досок.
Огородное пугало. Руки съёмные, одна нога подвижна — можно переносить с места на место.
Ещё одно пугало — с шумящими пропеллерами.
Фонарь «Северный страус». Соединение лап в единый комплекс обеспечивает их жёсткость и устойчивость всей конструкции.
Почтовый ящик «Сова». Фасад сделан из двух досок, склеенных рёбрами (при этом сердцевинные пласти досок должны смотреть в противоположные стороны, чтобы уменьшить коробление из-за колебаний влажности). Щель для почты — с обратной стороны. Если вынуть перо из клюва, можно открыть ящик (фасад поворачивается вокруг горизонтальной оси, расположенной внизу).
Цветочный ящик «Гусеница». Состоит из трёх частей для удобства переноски. Пример моего первоначально небрежного отношения к наличию на поверхности изделия инородных предметов — головок саморезов. Да к тому же белых на коричневом.
Цветочные ящики-крабы, столик-медуза, табуретки-раковины.
На самом деле головки саморезов нужно прятать. Самый простой способ — купить специальные пластмассовые заглушки подходящего тона (продаются в магазинах крепежа) и приклеить их суперклеем (без этого они точно отпадут, а с клеем какое-то время продержатся). Если доски толстые, можно заранее сделать для саморезов углубления примерно в диаметр головки и после заворачивания заглушить эти углубления деревянными пробками. Самый радикальный способ (в основном для тонких досок) — после высыхания клея в готовом изделии вывернуть все саморезы на видных местах, рассверлить их отверстия на длину самореза и вставить на клею деревянные штифты. Они обеспечат прочность изделия по крайней мере не хуже саморезов. Только не экономьте на клею — это должен быть «Мебельный Люкс», все другие ПВА существенно менее надёжны.
Однажды я склеил два бруска клеем «Мебельный Люкс» (просто, без запрессовки) и подверг их разнообразным испытаниям: мочил, сушил, морозил, кипятил... Когда я в конце концов разломал соединение, разлом прошёл не по склейке, а по древесине. Все другие клеи (кроме эпоксидного), которыми я пользовался для склеивания древесины, рвались по клеевому слою даже без особых издевательств.
Цветочная полка «Жук».
Теперь о моём опыте использования защитных пропиток для дерева. В основном я использовал недорогие составы «Биотекс». Производитель гарантирует сохранение их защитных свойств на протяжении трёх лет после обработки. Так оно и есть: двухслойное покрытие через три года придётся обновлять. Увеличение количества слоёв поможет избежать быстрого механического стирания покрытия при интенсивном использовании, но срок его службы вряд ли увеличит.
Очень простая скамеечка. Сиденье, четыре ножки, четыре самореза.
Неприятная особенность «Биотекса» — грязные и грубые тона пигментов. Я научился добиваться более-менее симпатичных тонов, смешивая составы из разных банок. Например, добавив немного «рябины» и бесцветного в «сосну», получал тёплый медовый тон, действительно напоминающий смолистую сосновую древесину, полежавшую на солнце. Тёмные тона («орех», «папоротник», «махагон») лучше слегка разбавить бесцветным составом. Сам бесцветный «Биотекс» для защиты древесины непригоден (об этом изготовитель извещает в инструкции на упаковке). Года через полтора бесцветное покрытие разрушится под действием солнечных лучей, а изделие «засинеет», как будто его ничем не покрывали. Если хотите сохранить естественный вид использованной древесины, покройте изделие яхтным лаком. Насколько он стоек к атмосфере, не знаю, но название обнадёживает.
Скамья «Волк». Через полтора года стал серым.
Пропитки типа «Биотекса» лучше ложатся на шлифованную поверхность, чем на строганую, на которой мелкодисперсная взвесь красящего вещества образует пятна и разводы. Поэтому даже при использовании строганых досок следует пройти значимые поверхности шкуркой или шлифмашинкой.
Кроме «Биотекса» и подобных ему недорогих составов я использовал для некоторых изделий финские двухкомпонентные пропитки фирмы «Тиккурила». Они имеют намного более благородные тона и раза в два долговечнее, но на порядок дороже. Первый состав у них бесцветный, он глубоко проникает в древесину и как бы готовит её к принятию второго состава, красящего, который и обеспечивает основную защиту изделия от природных воздействий.
«Станционная» композиция для транспортной компании «Лад». Колокол — три слоя толстой доски.
Я показал здесь лишь часть возможностей, которые даёт обыкновенная доска творческому человеку, вооружённому инструментом. Главное — не ограничивать своё воображение пределами её параллелепипеда.
Разрешаю всем желающим свободно использовать мои идеи и образы в своём творчестве. Удачи!
Скульптор Константин Сельский