Относительно недавно на Ярмарке Мастеров разгорелся спор насчет кукол в псевдорусских костюмах. Мнения о куклах разделились, причем обсуждалась недопустимость/возможность «клюквенных» (более современный термин «марсианских») образов. Как обычно в таких темах, страсти кипели нешуточные. В связи с этим родился маленький исторический обзор кукол в народных костюмах.
Как был организован игрушечный мир в древности, мы имеем очень смутное представление. Нет, то, что куклы были, известно достоверно, но как они выглядели, как в них играли, какие куклы предпочитала знать — остается загадкой. Источников, а тем более кукол, сохранилось очень мало. Вполне возможно, что в закрытый допетровский мир, может, и проникали заморские куклы, как «диковины». Но большинство жителей огромной страны играло игрушками, сделанными в традиции и в этнографически правильных костюмах.
В основе многих авторских интерпретаций лежат традиционные приемы изготовления кукол
В XVIII в. ситуация изменилась, поскольку помимо традиционных кукол в салоны дворцов стали проникать знаменитые «пандоры» — куклы, демонстрирующие модные костюмные новинки. Стоимость и редкость таких манекенов делала их недоступными для шаловливых детских ручек. Да даже в XIX веке, когда появились фарфоровые красотки, французские подороже, немецкие чуть дешевле, — такая кукла часто ставилась на видное место. Для игр шли ляльки попроще, кустарные забавы были любимы не только в деревне, но и во дворцах. Даже в императорских семьях, могущих позволить дорогие игрушки наследникам, модные куклы часто стояли за стеклом. Кстати, в советское время дорогую куклу (чаще всего из ГДР) тоже могли посадить на видное место и на погибель игру не давать. Традиция :) Но вернемся в прошлое.
С середины XIX в. в России, как и в других странах, набирал обороты «национальный стиль». Стиль «а ля рюс» проник и в кукольный мир. В начале ХХ в. интерес к кукле вырос неимоверно. Это было связано с эстетикой модерна (вообще очень интересная тема восприятия куклы в эпоху декаданса), а также с очередной волной интереса к народной культуре. И вот уже потомок француза и искренний поклонник стиля барокко Александр Бенуа за немалые деньги покупает народные игрушки. И рисует очень трогательные эскизы костюмов и декораций к балету «Петрушка».
Эскиз костюма Петрушки работа А. Бенуа
Пока энтузиасты вроде Бенуа собирали коллекцию кустарных игрушек, фабриканты, а также небольшие артели изготовляли кукол в русских костюмах. Их отличало прежде всего хорошее знание «матчасти», а именно особенностей русского национального костюма в разных регионах. Упрощенный, он все-таки сохранял все особенности, свойственные костюму определенной местности.
Вторым популярным направлением было изготовление кукол в «боярской» одежде. Знаменитый русский бал, естественно, добрался и до кукольного царства, а невероятно зрелищные, богатые костюмы составляли успешную конкуренцию модному французскому силуэту. Были и попытки создания «псевдонародных кукол», например, кукол-цариц.
Трогательные тряпичные ляльки и французские дамы, одетые в русский костюм, простоватые, но без «клюквы» куклы от фабрики Дунаева ненадолго поселились в во дворцах и детских домов попроще. Ненадолго, потому что события 1917 г. разрушили хрупкий детский кукольный мир.
Куклы фабрики Дунаева
Нет, куклы не исчезли совсем, но судьба кукольного дела разделилась. Эмигранты, покидавшие свои дома, меньше всего пеклись о судьбе боярышень из детских комнат. Но уже оказавшись за рубежом, пытались хотя бы дома создать островки «прежней России», на аукционах куклы в русском платье редки, но они есть. И практически за каждой из них — история невеселого прошлого хозяев.
Но русский стиль популяризировали и без эмигрантов. Знаменитые «дягилевские сезоны» создали уникальный псевдорусский стиль, подхваченный и на Западе, и в Америке. Под влиянием моды и вследствие экономических причин в Европе стала необычайно популярна текстильная кукла — так называемая «будуарная». Одетая по моде ревущих 20-х или в народный, ретроспективный костюм эта красотка стала остромодным аксессуаром, практически на грани фола.
Параллельно начала свое восхождение фирма «Ленчи», делавшая кукол из фетра по авторской технологии. Среди многочисленных коллекция «Ленчи» были и куклы в национальных костюмах, в том числе и русском. По соответствию национальному стилю эти куклы не выдерживают критики, сами костюмы в большей степени навеяны театральными экспериментами «русских сезонов». Сами куклы выполнены очень талантливо, яркие, с крупными акцентами костюмы очень подходят для детской игрушки.
Знаменитые Ленчи
В Советской России будуарной кукле место, конечно, не было. Но в 20-е годы кукольная промышленность активно работала над созданием игрушек для советских детей и тряпичную куклу в народном костюме не отвергала. Правда, выглядела она не утонченной красоткой, а работницей, настоящей русской бабой. Что же касается костюма, то он по-прежнему копировал настоящую одежду русских крестьянок, упрощенную по крою и декору, но все равно узнаваемую.
Только когда страна начала решительно бороться с отсталостью деревни и насаждать культ «советского» человека, оторванного от своих тульских, новгородских, архангельских корней, народные куклы сдали свои позиции.
Советская индустрия выработала свои подходы к созданию кукол в национальных костюмах. Во-первых, они были разработаны художниками с учетом детской аудитории и сильно стилизованы (те же принципы использовались в кинематографии). Во-вторых, костюм удешевляли, отказываясь от дорогих материалов, что, увы, сказывалось на внешнем виде кукол. В-третьих, формировалась линейка кукол на экспорт, в более дорогих и продуманных костюмах. В куклах появляются «марсианские» элементы, вызывающие сейчас такое раздражение у сторонников «чистого» национального искусства. Их внешний вид очень упрощен, но соответствует общей стилистике 50-80-х годов.
Уже в XXI в. кукла в народном костюме вернула себе былую популярность. Правда, в новых формах. Дорогие коллекционные куклы, не предназначенные для игры, продолжают традицию кукол — предметов интерьера.
Авторские куклы Е. Тарасовой
Куклы, сделанные по мотивам этнографических кукол, одеты с соблюдением традиций. В их основе — простейшие, но отнюдь не примитивные архаические конструкции. Самые спорные, но и самые популярные текстильные «обережные» куклы отпочковались от этнографических. Правда, они эксплуатируют весьма сомнительную магическую функцию, но зачастую выглядят очень притягательно, в них нет непонятной для большинства людей архаики (многим, например, вышитые в традиции лица кукол кажутся уродливыми), их стиль осовременен.
К сожалению, промышленное производство кукол оставило русский костюм за бортом. Отчасти эту лакуну заполняют авторские куклы. Но именно к ним больше всего претензий по стилю и формам. Это и набившие оскомину клише вроде хохломы в костюме, и непонятные или слишком примитивные решения костюма.
Что сказать в заключение? Кукла в народном костюме должна быть! Кукла не обязана копировать костюм с этнографической точностью, он вообще может быть фантазийным. Но гармонию, чувство стиля и меры при этом никто не отменял. Самое сложное — сделать игрушку, не плюнув на вековые традиции, а вдохновившись ими.