Когда я начала заниматься декупажем, то не имела ни малейшего представление об акриле. Единственное, что всплывало в моей памяти — это надписи на баночках в строительном магазине.
В процессе того, как я углублялась в изучение техники декупаж, окунувшись в огромное количество акриловых материалов разных марок, мне стало интересно, чем же они отличаются — состав-то один: вода+пигмент (образно говоря). Передо мной открылся мир удивительных книг. Хотела бы поделиться с вами этими небольшими открытиями. Возможно, они кому-то пригодятся при выборе материалов для творчества. Сразу хочу оговориться, что некоторые рассуждения субъективны, к ним я пришла методом проб и ошибок. Осознано не называю марки, ведь все равно, для каждой мастерицы их выбор индивидуален. Если на фото представлены названия краски — то это только в качестве примеров.
Итак, начнем!
Акриловые краски применяются практически во всех видах творчества. Но не всегда один вид акриловых красок может подойти под все направления.
Для себя я разделила акрил на 4 «Блока»:
1. Строительный акрил.
Огромный плюс — это цена и объем. Но не забывайте, что после вскрытия большой тары, туда начинает попадать воздух, и со временем он просто засохнет. Самое противное — это когда мелкие частички засохшей краски попадают «в общий котел». И еще огромный минус — производя строительные краски, никто не задумывался об экологичности — в состав входят химические элементы, которые не совместимы с понятием, который мы все привыкли использовать, подписывая свои работы «абсолютно безвредно». Никто не гарантирует вам, что материал со временем не пожелтеет, не начнет отслаиваться. Строительные материалы желательно использовать по назначению. Хотя я сама использую их при работе с большими поверхностями, но только теми, которые не будут соприкасаться с едой, не будут участвовать в детских играх.
Ну и, конечно, колеровка. Сложно угадать сколько краски тебе потребуется на то или иное изделие. Хотя, я часто слышу — «останется, выкину, не жалко». Мне — жалко! :)
2. Экономичные материалы.
Это уже лучше, чем строительный акрил. По крайней мере, он более экологичный. Так же как и в пункте первом, нас всегда привлекает цена. Но не всегда дешево — это экономно. Давайте, посмотрим с другой стороны. Если стоимость их ниже, следовательно, и составляющие дешевле. Это сказывается на укрывистости краски. Иногда приходится наносить по 4 слоя, чтобы достичь идеального фона. Это экономия? Сомневаюсь!
3. Художественные краски отечественного производства.
Тут я готова написать своих неоспоримых лидеров, хотя обещала этого не делать — Ладога и Мастер-класс.
Несмотря на все плюсы этих материалов, я бы посоветовала использовать их только по назначению. Почему? Отвечу просто — уж очень они густые! Остаются бороздки при нанесении на поверхность. И цветовая палитра именно художественная, предназначенная для написания картин.
4. Художественно-декоративные краски
Вот это именно те краски, которые, на мой взгляд, следует использовать в своих работах. Огромная цветовая палитра, более качественные составляющие. В большинстве своем имеют прекрасную укрывистость в 2 слоя. Часто бывают универсальными для всех видов поверхностей (что есть экономия). Есть минусы — цена и не всегда можно найти в магазине рядом с домом.
Теперь разберем, как правильно работать с акрилом:
- Для написания картин надо использовать художественный акрил, как я и писала выше. Дело в его плотной консистенции, чтобы краски удобнее перемешивали между собой. По густоте он напоминает жирную сметану.
- Для росписи ткани желательно выбирать специализированную акриловую краску, эластичную, с качественным связующим, которая не будет смываться с ткани и выдержит испытание стиральной машинкой. Сама краска не должна быть густой, как в варианте с художественным акрилом. Эту информацию можно найти на этикетке. Внимание! Сам акрил по себе плотный и, следовательно, подходит для росписи плотных тканей (хлопок, лен, джинса и т.д.). Для тонких тканей, например, таких, как шелк, лучше использовать краски для батика.
Совет: чтобы закрепить рисунок, прогладьте с изнанки его утюгом!
- Если вы работаете с кожей — очень важно, чтобы акрил был эластичным, иначе ваше изделие «потрескается».
- Декорование мебели, посуды, элементов декора и даже покраска стен — акрил самый идеальный вариант, так как не имеет запаха. Для выбора материала надо остановиться на негустых красках, иначе ровно «уложить» на поверхность их не получится, придется разбавлять водой.
При декорировании поверхности желательно выбирать, которые не надо колеровать или смешивать между собой. Практически никогда вы не намешаете одинаковый оттенок дважды.
При декорировании вещей и мебели, которая будет находиться на улице, особое внимание уделите следующему моменту — атмосферная стойкость и светостойкость. Иначе ваша работа со временем выйдет из строя.
- Если вы работаете акриловыми красками на стекле, то очень важно хорошо загрунтовать поверхность. Часто мы сталкиваемся с тем, что следы от кисти практически невозможно убрать. Мой совет — добавьте немного медиума-разбавителя. Краска будет лучше ложиться на поверхность. Еще вариант — грунтуйте губками или спонжем. Если фон на работе вам не нужен, тогда обратитесь лучше к краскам для витражной росписи или контурам.
- ПВХ (или пластик) — самый ненадежный, проблемный материал для работы, но зато самый дешевый. Тут уже многое зависит не от марки красок, которые вы будете использовать для работы, а от подготовки поверхности — тщательно очистите поверхность и хорошенько зашкурьте для сцепления грунта с материалом. Иначе все ваши труды будут напрасны. Еще раз повторюсь — работать с этим материалом можно, нужно, но придется потратить немного больше времени, чем обычно. Забыла сказать, что есть специальные грунты для пластика. Сама не пользовалась, но, возможно, они и впрямь могут спасти наши изделия от «разрушений»!
- При работе с керамикой не забывайте, что потом изделие должно пройти процесс «запекания». Поэтому уточните у производителя, возможно ли данный акрил «запекать». Хотя я расписывала горшки и не подвергала потом изделия термообработке, просто фиксировала лаком. Но тут тоже подвох — если часто изделие из керамики используется, то шаг с запеканием лучше не пропускать.
- При работе с гипсом и деревом обязательно грунтуйте поверхность, иначе расход краски будет больше. Это пористые поверхности, которые впитывают краску. Если же вы планируете воспользоваться морилкой для дерева, сделать брашировку или обжиг, то этот этап можно пропустить. Есть такая еще разновидность дерева, как тонкая фанера. С этим материалом мы встречаемся очень часто, благодаря его цене. Мой вам совет — прежде, чем приступить к работе, обрызгайте детальки водой и положите под пресс до полного высыхания. Это может спасти вашу работу от такого термина, как «изделие повело» (это когда детальки после грунтовки выгибаются).
- Металл — работаем акрилом только по загрунтованной поверхности. Грунтовать акрилом нельзя, только специальными грунтами для металлических поверхностей (например, автомобильный грунт), так как данный материал ржавеет (в составе акрила вода, не забываем), и со временем ваша работа придет в негодность. Фиксировать работу тоже желательно не акриловыми составами (они имеют запах, работать в проветриваемом помещении).
Внимание!
Каким мы безвредным не был акрил, не советую расписывать ими кожу человека (у всех восприятие разное, возможна аллергическая реакция) и оцинкованные предметы. Также нежелательно покрывать акрилом предметы, которые будут соприкасаться с пищей. Хотя много где я читала, что это абсолютно безвредно, но я бы не советовала рисковать, либо очень тщательно в этом деле подходить к выбору материалов. Полное высыхание акрила 5-7 дней. Именно столько надо выдержать изделие, прежде, чем давать детям «на растерзание».
И добавлю немного про упаковку…
Туба — один минус — не размешать! Акрил имеет свойство расслаиваться на компоненты. Тут, конечно, идеально подойдут баночки с широким горлом.
Вроде на сегодняшний день все рассказала. Возможно, что-то упустила из вида — спрашивайте, постараюсь максимально ответить на все вопросы.
А вообще, каждому мастеру удобно работать своей кистью, в своей технике, на любимом материале, с любимыми красками. Не судите меня строго. Пишу с тем, чтобы ознакомить скорее новичков с теми нюансами, с которыми они могут столкнуться в работе. И, возможно, отчасти защитить производителей, которые не всегда виноваты в наших погрешностях.
С уважением, Светлана :)