Это просто целое повествование о трудовом дне дореволюционной крестьянской жизни.
Уникальная коллекция деревянных механических кукол была сделана в начале XX века крестьянином Алексеем Морозовым. Это был большой квадратный стол размером 1,5 Х 1,5 метра, на котором размещалось около 10 досок с механическими куклами, выполняющими разные хозяйственные работы. Под столом был устроен механизм. С помощью заводной ручки все куклы одновременно приводились в движение.
Всего в коллекции – 62 куклы. В одном механическом блоке – 49, в другом – 13. Композиционно они составлены в соответствии с авторским замыслом. Это полноценная картина жизни и быта его современников, Сам Алексей Морозов объездил всю центральную часть России – от Урала до Астрахани. С ранней весны до поздней осени он ездил по стране с гастролями, и его «живые» куклы были «гвоздём» развлекательной программы любой ярмарки. Свой театр, который он называл «Ожившее дерево», мастер возил на единственном доступном ему транспорте – телеге. И другие «ярмарочные затейники» знали: если приезжает Морозов, то им там делать нечего, потому что и стар, и млад будет толпиться исключительно возле его «балаганчика».
Фигуры кукол и механизм, приводящий в движение конструкцию – все эти колёсики, валы, шестерёнки - выполнены из дерева. И каждый, кто видит это чудо, поражается филигранной работе мастера. Даже костюмы выполнены из оригинальных тканей, тех самых, из которых шилась одежда реальных людей того времени. А недавно, сотрудники театра обнаружили, что даже причёски сделаны из натуральных волос!
Алексей Антонович был не просто гениальным механиком-самородком, но и талантливым художником-реалистом. Есть свидетельства, что в композиции, где семья пьёт чай, он изобразил самого себя и своих близких.
До сих пор не представляется возможным установить точную дату изготовления кукол. В разных источниках встречаются разные сведения – от 1905 до 1912 года.
Была у мастера и своя «минута славы». В 1923 году, когда в Москве заработала Выставка достижений народного хозяйства, организаторы пригласили Морозова с его театром на открытие , а потом ему были вручены диплом и медаль ВДНХ.
Вернувшись с гастролей, долгими зимними вечерами мастер пополнял свою коллекцию теми образами, что запомнились ему в поездках по стране.
Вторая коллекция, где собрано тринадцать фигур, также собрана из заготовок, которые делал сам мастер. И занимался этим весь остаток своей жизни младший сын Алексея Антоновича Фёдор, который вернулся с фронтов Великой Отечественной, потеряв обе ноги.
Неизвестна точно и дата смерти мастера. По одним данным, это 1934 год, по другим, он умер во время Великой Отечественной войны. А его «живые куклы» радуют и удивляют до сих пор и взрослых, и детей.