ПОРТРЕТНАЯ МИНИАТЮРА ФЕДОСКИНО - почти 150 лет назад в 1795 году, на высоком левобережье глубоководной реки Учи, близ большого подмосковного села Федоскино, до того времени безвестный русский купец П. И. Коробов заложил основание нового для России производства лакированных изделий из папье-маше.
В первые годы своего существования мастерская производит из папье-маше воинские лакированные кивера и козырьки. Но уже очень скоро начинает выпускать и художественные лакированные табакерки, бывшие тогда в большой моде. В 1825 году мастерская переходит во владение П. В. Лукугина. Вскоре на рынке появляются знаменитые и по сей день "лукутинские" расписные табакерки. Подобные красивые маленькие вещи привозились из Франции, Голландии, Брауншвейга, но их ввоз был прекращен, как только наладился выпуск отечественной продукции, оказавшейся по всем своим качествам, главным образом по художественности живописи, лучше заграничной.В первые годы своего существования в мастерской села Федоскино, наряду с русскими мастерами, работали и иностранцы. Но на скоро разросшемся лукутинском производстве, как и на ряде других, возникших в первой четверти XIX века, в Москве, Петербурге и под Москвой* стали работать, за редким исключением, только русские мастера. Иностранец М. Бооль на первой всероссийской мануфактурной выставке 1829 года даже специально отмечал, что изделия его фабрики сделаны русскими мастерами. "Бооль для фабрики своей вызвал мастеров французских, но скоро всех их отпустил и проводил работу русскими. По собственному его признанию, нет народа, понятливее русских..."- сообщалось в "Описании 1-й мануфактурной выставки". Так было в Петербурге, было так и у П. В. Лукутина, на фабрике которого в 1831 году работало 65 мастеров из крестьян села Федоскино и близлежащих к селу деревень.
* (В 1820-х годах в Москве начала работать фабрика "крепостного крестьянина графа Шереметева" Ф. Н. Вишнякова, в Петербурге - фабрика М. Бооля и другие.) Лукутанское дело расширялось из года в год. Во второй половине прошлого века в ассортименте изделий, выпускавшихся фабрикой, помимо табакерок, появились коробки, баулы, спичечницы, перчаточницы, ларцы, шкатулки различного назначения, жирандоли, ширмы, столики для игры в шахматы, затейливые ящики для игральных карт, пасхальные яйца и различные другие изделия. Все они были украшены замечательными по оригинальности живописными композициями работы федоскинских миниатюристов.Федоскинские художники-миниатюристы, начав с выполнения на табакерках преимущественно заказных портретов, очень скоро выходят за пределы портретной живописи. В дореволюционное время артель фабрики развивается, теряя в качестве в борьбе за количество, при этом упрощая сложно-художественные сюжеты, которые вернутся вновь лишь в постреволюционное время.В пореволюционной творческой деятельности федоскинских миниатюристов есть несколько периодов, которые отражают непрекращающийся рост артельного производства. Эти периоды схематично укладываются в следующие годы: 1918-1930 - накопление сил и средств; 1931-1940 - артель выходит на широкую дорогу большого реалистического искусства, "национального по форме, социалистического по содержанию", и заслуженно приобретает известность ведущей в области народного творчества; 1941-1944 - грозные и незабываемые годы Великой Отечественной войны - небывалый патриотический подъем и новые творческие успехи в жизни артели. С 1945 года для федоскинцев наступил период еще большего расцвета.Второй период деятельности Федоскинской артели живописцев-миниатюристов был еще более богат событиями и творческими успехами. Уже в 1933 году на выставке "Русские художественные лаки" виртуозы реалистической живописи на папье-маше - художники В. С. Бородкин, А. А. Кругликов, Н. П. Петров, М. А. Платонов, К. Н. Рановский, А. С. Папенов, И. К. Цыбин и другие продемонстрировали в десятках произведений свое замечательное мастерство. На шкатулках, портсигарах, тарелках, пудреницах, перчаточницах, коробках различнейших форм и размеров живописцы села Федоскино исполнили разнообразнейшие композиции, доказав, что им в одинаковой мере по плечу и копийно-интерпретаторская работа, и разработка традиционных сюжетов, а отчасти присущи и самостоятельные творческие дерзания. Кроме того, федоскинцы на этой же выставке своими изделиями еще подтвердили, что их стилевая направленность очень близка к тем поискам большого стиля социалистического реализма, который определяет общие пути развития советского искусства А безукоризненность форм, прекрасные технологические качества их изделий, прозрачность и теплота черного блестящего лака, большие живописные, колористические качества их цветистых, декоративных и одновременно реалистических простых миниатюр - все это вместе взятое утверждало творческий рост артели.К началу третьего периода в жизни Федоскинской артели произошли большие сдвиги и изменения. Показательно, что вместе с благосостоянием всей страны возрастала хозяйственно-производственная мощь артели. К примеру, если до революции артель выпускала продукции на рынок на 3-4 тысячи рублей; если в первые революционные годы почти не было заметно увеличения этого денежного эквивалента; если еще в 1931 году артель за свои изделия получила 98 тысяч рублей, то уже в 1935 году производственный план определен был в 275 тысяч рублей, а в 1939 году (когда в живописном цехе работало 45 художников) художественных изделий на внутренний рынок и за границу было выпущено на 400 тысяч рублей.А мастерство это сложно и требует не только искусного владения живописью по лаку, но и глубокого знания и понимания длительных и кропотливых производственно-технологических процессов. Например, готовое изделие с росписью по лаку, готовится технологически более 70 дней(!). Федоскинские мастера писали преимущественно на патриотическую тематику, отдельным звеном шло сказочно-былинное и пейзажное направление, портретная миниатюра, предлагаемая вашему вниманию, является большой редкостью, особенно в таком исполнении. Мы думаем, что портрет написан по мотивам произведения Брюллова Портрет Н.Гончаровой, и выпущена была к юбилею поэта А.С. Пушкина