Почти у каждого из нас есть вещи, с которыми жаль расставаться. И речь не о всяком хламе из разряда "а вдруг пригодится", а про милые сердцу мелочи и не очень, памятные и дорогие как часть истории собственной или совместной с кем-то. Мы заботимся об этих вещах порой в объёме большем, чем они того стоят, слыша от окружающих "да лучше б новое купил/а".
Есть похожая категория вещей - мы встречаем их как брошенных котят или выкинутую на помойку игрушку, понуро сидящую на углу бака. Перед глазами мелькает картинка великолепия, которым вещь может сиять, представление радости, которую она может принести кому-то ещё, кому будет нужна.
У человека мастерового периодически появляется возможность побыть реставратором и вдохнуть во что-то новую жизнь и частичку своего видения.
Это история одной лисицы.
Лисичка - советский туристический шарнирно-рамочный складной нож. Была целая серия с накладками на рукояти в виде зверья - пантера, волк и другие. Разные варианты исполнения клинка, но везде одинаковая конструкция и пластиковые накладки нескольких видов и различной степени ужасности. С этой лисой нам повезло - шарнирный узел был в приличном состоянии (что важно, т.к. разобрать и снова собрать шарнир нельзя - он расклёпан), а сама рукоять была образцом, пожалуй, лучшего из представленных тогда дизайнов. Это и привело к мысли о том, что нож можно восстановить в качестве "полочника" (то есть предмета, предназначеного больше для хранения и демонстрации, чем для утилитарного использования, у этих ножей даже клипсы нет, ровно как и возможности просверлить отверстие для темляка, не лишив себя возможности открывать и закрывать нож).
Над ножом трудились три человека. Ножевых дел мастер убрал коррозию из доступных мест. Мы увидели заводской серийный номер "Лисички".
Больше всего работы было с клинком. Помимо ржавчины, он носил следы множественных попыток самостоятельной заточки ранее, от чего "пятка" (часть режущей кромки ближе к рукояти) была завалена по спускам и сильно истончена. Мастер провёл невероятную работу, убрав почти все следы такого неразумного обращения с ножом, попутно доработав форму клинка до более гармоничной лисьему хвосту.
Ювелирная часть реставрации заключалась в замене накладок рукояти.
Сложность состояла в том, что оригинальные накладки штамповались на-горячую прямо на раме, одновременно расклёпываясь на раме через технические отверстия. Так как данный тип конструкции открывается разведением половин рамы и поворотом их вокруг шарнира с последующим закреплением на противоположной стороне, изменение типа крепления накладок, ровно как и кардинальные изменения в самих накладках сделают систему неподвижной.
Съём пластиковых накладок делал их переустановку невозможной. К тому же старый пластик имел сколы и пузырился.
Новые накладки-лисички с небольшой коррекцией контура были вручную вырезаны ювелирным лобзиком из титанового листа толщиной 1.2мм. Аппаратом точечной сварки PUK напаяны короткие трубки в местах, соответствующий отверстиям под расклёпывание, и соответствующие им по диаметру.
Текстурированные и анодированные вручную (опять же) лисички отправились на финальную стадию - закрепление на раме. На этом этапе решалась ещё одна непростая задача - расклепать прочный и упругий титан, не повредив при этом накладок, уже прошедших свою финишную обработку. Как это удалось мастеру - его находка и его секрет
Несмотря на возраст и достаточно низкую твёрдость стали, использовавшуюся для клинков этой серии (400ая сталь), и удручающее состояние клинка, Лисичка была заточена до состояния, соответствующего хитрому и ловкому хищнику, снабжена кейсом-витриной и заняла своё место перед глазами владельца.
Вам знакомо это ощущение, когда в руках вы держите вещь преобразовавшуюся, сменившую "ауру" грусти и заброшенности на спокойствие и достоинство? Иногда кажется, если бы вещи могли говорить, в такие моменты они бы высказали благодарность.