Вы стоите в магазине перед рейлами с одеждой и смотрите на вещь, которая просто кричит “купи меня”. Попробуйте промотать свою жизнь на несколько месяцев вперед и представить, сколько раз за это время вы ее наденете. И вообще, планировали ли вы делать эту покупку, собираясь на шопинг, есть ли с чем комбинировать эту вещь, из каких материалов она сделана, как ее будут перерабатывать, когда вы отправите ее на свалку, и кому уже навредило ее производство? Если вы думаете, что задавать себе подобные вопросы — лишнее, значит, вы подходите к потреблению неосознанно.
Об осознанном потреблении пишут много и давно, последние 5 лет это одна из самых популярных тем в медийном пространстве. Тем не менее, как и любое модное определение, понятие осознанного потребления часто путают с банальной экономией, употребляют к месту и не к месту вегетарианцы, защитники природы, приверженцы жизни в стиле минимализма, всего натурального и т.д.
Понятие осознанного потребления куда шире девиза 3R: Reuse-Reduce-Recycle (сокращение, повторное использование, рециркуляция) и затрагивает вопросы разумного расходования средств, баланса цена/качество и эмоций от покупки. Эта жизненная концепция или система ценностей находится где-то посередине между двумя крайностями: отказа от материального и превращения в буддийского монаха и веры в то, что счастье прямо пропорционально количеству денег, а также вещей, услуг и прочих благ, которые можно на них купить
Пожалуй, можно выделить несколько позиций, которые соответствуют критериям разумного потребления вещей
- вы можете четко ответить на вопрос, ЗАЧЕМ она вам нужна. Если ответ разряда «пусть будет» или «в хозяйстве пригодится» - положите на место, разворачивайтесь и уходите;
- она приносит радость в долгосрочной перспективе, ведь мы не только рациональные, но и эмоциональные существа. Это возможно в том случае, когда покупка соответствует вашему характеру, личным ценностям, а не совершается под воздействием рекламы, стереотипов или чужого мнения;
- вы держите в голове помимо сиюминутных потребностей долгосрочное влияние на здоровье и окружающую среду, поэтому тщательно проверяйте состав, если это продукт питания, косметика, бытовая химия. Если это вещь, подумайте, что вы с ней сделаете, после того, как перестанете пользоваться, что будет с упаковкой, можно ли ее использовать повторно или сдать в переработку;
- она обладает адекватным соотношением качества к цене. Помните, что маркетологи не дремлют и не всегда дорогая вещь лучше дешевой, поэтому цена должна быть обоснована.
Итак, разумное потребление не имеет ничего общего с жесткой экономией, монашеским образом жизни, отказом от всех благ и удобств. Оно о том, чтобы искать информацию, анализировать, делать выводы, думать о причинах и следствиях, принимать решения о покупках самостоятельно, а не под влиянием моды, рекламы и мнения окружающих.
Предлагаю, пополнить ряды потребляющих осознанно! Есть возможность посмотреть и приобрести кашемировые джемперочки с небольшими дефектами (по символической цене), которые послужат вам верой и правдой, если вы чуть-чуть приложите к ним рученьки!
СМОТРИМ или НЕТ? Голосуем.