Жемчуга грузят шею. Вдохновляют и… взрывают мозг.
Краткий отчет о посещении монаршей выставки «Жемчуг. Сокровища морей и рек» из Музеев Катара, июль-октябрь 2018 года, Исторический музей, Москва.
Оказывается, в мире есть человек, который владеет не менее 70% мирового запаса природного жемчуга. Это Хусейн Альфардан, нет, не шейх, а торговец, движущая сила «одного из наиболее успешных и могущественных семейных конгломератов в Арабском заливе». Эти люди знают толк в жемчуге и имеют умопомрачительные ресурсы, достаточно средств, чтобы собрать лучшее из лучшего. Выставка в Историческом музее дала шанс восхититься раритетными и ценными экземплярами и узнать гораздо больше о сокровищах морей и рек. Для меня катарская экспозиция стала настоящим праздником души, поэтому с радостью делюсь впечатлениями и открытиями с теми обожателями жемчуга, которые не успели побывать на этом громком событии в Москве.
Семирядное ожерелье из жемчуга экстра класса, созданное Хусейном Альфарданом.
Жемчуг в течение пяти тысячелетий добывался в водах Персидского залива и был важнейшим источником дохода Катара, а сегодня стал олицетворением культуры этой небольшой гордой страны. Выставка впервые показывалась в Лондоне и за пять лет успела прогреметь в шести странах мира.
Видеоролик на старте пути благодарного зрителя сообщает, что жемчуг вырастает в перламутровый шарик после проникновения в раковину мелких морских обитателей и их частиц, которые моллюск, стремясь от них избавиться, обволакивает специальными веществами, более всего похожими по своему составу на человеческие ногти. Извините, за натурализм. Однако теперь становится понятно, почему жемчуг так любит тепло прикосновений, почему его нужно носить, а не держать в сундучке.
Цвет жемчуга имеет значение. Самый классический — яркий белый, в черный жемчужины окрашиваются под влиянием меланина, а самым дорогим жемчугом считается филиппинский, который почти не отличим по цвету от золота. В целом, различают около 20 разновидностей жемчуга, среди которых желтоватый котируется менее всего. Форма так же важна — ценится идеально ровная — сфера, капля, бисер.
Катарцы привезли более 80 украшений в ценных антикварных витринах-сейфах, всего около 100 экспонатов из объединения Музеев Катара. Среди них знаковые сокровища европейских монарших домов и аристократов, украшение из коллекции Элизабет Тейлор, брошь-губы по задумке Сальвадора Дали, раритеты из еврейской общины Северного Марокко, тибетские головные уборы и жемчуг из Средней Азии и России. Ожерелья, тиары, браслеты, броши, заколки, статуэтки, серьги.
Особое место на выставке заняла история культивирования и добычи жемчуга за четыреста лет, эволюция дизайна украшений из жемчуга.
На выставке самый большой интерес вызывали тиары, к которым было буквально не протолкнуться.
Жемчужина жемчужной экспозиции. Тиара была создана к свадьбе единственной дочери банкира барона Майера де Ротшильда Ханны и английского аристократа Арчибальда Филиппа Примроуза, пятого графа Розбери ювелирным домом Garrard из бриллиантов и 13 крупных жемчужин. Ее можно носить и как ожерелье. В 2011 году тиару приобрели Музеи Катара за £1,1 млн.
Тиара любимой дочери Елизаветы Австрийской, более известной как Сисси, в стиле модерн. Не только ювелирная, но и историческая ценность.
Тиара Ганноверского королевского дома — феноменальная работа природы и гениального мастера-ювелира.
Для разнообразия — пара украшений, рука не поднимается назвать из просто браслеты, Марокко, восемнадцатый век. На выставку привезли целый ряд таких работ — жемчуг с неограненными рубинами и изумрудами в золоте.
Кольцо из коллекции Элизабет Тейлор и брошь по эскизу Сальвадора Дали.
Безусловно, выставка впечатляет, она стала грандиозной, редкой возможностью напитаться вдохновением и расширить кругозор. Однако для объективности добавлю в этот сироп совсем чуть-чуть перца критики. Несмотря на то, что экспозиция специально подготовлена к показу за рубежом, организация показалась неидеальной, возможно, потому что катарцы только начинают свой искусствоведческий путь. К сожалению, мы с трудом «выпросили» в Музее проспект выставки, не было возможности приобрести каталог или буклет. Чтобы найти, например, украшение Элизабет Тейлор понадобилась предварительная подготовка, в описаниях отсутствует история работ, детализация материалов представлена частично, не системно. С другой стороны, все эти несерьезности лишь больше стимулировали меня продолжить свой собственный путь узнавания Жемчуга, таинственного магического сокровища рек и морей.