Любопытные истории из жизни великих живописцев
Архип Куинджи.
В 1880 году в мире русского искусства произошел беспрецедентный случай. В Санкт-Петербурге была впервые выставлена на обозрение публике картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Удивительным было то, что она была единственной на выставке. Слухи о необычайном полотне разошлись по городу задолго до его показа, а в сам день открытия, казалось, что весь город собрался посмотреть на него. Множество экипажей загородили все близлежащие улицы, а люди толпились в длинных очередях у входа. Многие посещали выставку по несколько раз.
В 2019 году картину Куинжи «Ай-Петри. Крым» (39 на 53 см, написана в 1890-е годы) украли . , как в кино "Старики-разбойники". По сообщениям очевидцев, человек «с покерфейс выражением лица бодрым шагом подошел к картине и снял со стены». Потом зашел за колонну, вынул из рамы и был таков. Смотрители и охрана всполошились уже после исчезновения грабителя. Посетители даже ахнуть не успели. Только спустя пару минут опомнились, сфотографировали пустую стену, чтобы выложить в сеть.
Дальше выяснилось, что пропажа была не единственной. В полицию поступило сообщение о краже шубы из гардероба галереи. Полицейские стали просматривать записи с камер, и, как сообщали источники в правоохранительных органах, увидели, как со стены снимают полотно Куинджи. Про обстоятельства похищения шубы рассказали сотрудники службы безопасности Третьяковки .После происшествия музей закрыли. Третьяковку оцепили. Начались следственные действия. Галерея приостановила электронную продажу билетов.
В этой истории много странностей.
Кража, и правда, напоказ. Средь бела дня. У всех на глазах. Дерзко. Отчаянно. Резонансно. Картинно. И, похоже, была спланирована.
Интернет-сообщество тут же провело аналогию с рязановской историей про сержанта Мячникова (Никулин) и инженера Воробьева (Евстигнеев), которые в борьбе за свою правду решились на кражу картины, – нарочно не придумаешь. Главный преступник одет именно так, чтобы его приняли за работника музея. К слову, несколько месяцев назад Третьяковка презентовала новую униформу: неприметный темно-синий костюм и бледно-розовые блузки с шейным платком. Фото легко найти в сети.
История с шубой – еще одна «киношная» выходка, в духе другого киноперсонажа Евстигнеева – Ручечника. И способ отвлечь внимание сотрудников музея. Кто поднял шум вокруг шубы – еще один сообщник?
Зал был выбран самый просторный, разделенный фальш-стенами на несколько отсеков. В таком пространстве смотрителю сложнее всего уследить за посетителями. Возможно, у вора был помощник в зале – тот, что прикрывал спиной. А, может, и не один? На все эти вопросы предстоит ответить следствию.
Грабитель выбрал особенный день – 27 января, день рождения Куинджи. И самое «топовое» время – около 18 часов. Еще и в выходной.
К счастью, российские следователи сработали быстрее. Теперь правоохранителям предстоит установить сообщников грабителя, выявить их истинные мотивы и детали преступления. Третьяковке – кардинально и оперативно обновить систему безопасности. И готовиться к небывалому наплыву публики.