Все так же небезосновательно — любителям Handmade посвящается!
Часть 2
Сколько стоит handmade? Или зачем нам вешать в граммах?
Нам снова пригодятся таблицы и несколько простых шагов из данного алгоритма — ныряй за кроликом!
Единственная сложность, как часто бывает, это лень — это разовая скрупулёзная работа. Однако я в вас верю, мастера не боятся мелких деталей, а процесс может быть увлекательным :) И самое время передать привет нашим запасливым внутренним «хомякам»!
Шаг 1. Инвентаризация. Да, начинаем с того, что делаем полную опись всего-всего, что есть у нас и используется в handmade:
- Основной материал — у меня: полимерная глина — считаю сколько пачек;
- Делаю полный перечень оборудования — у меня: лезвия, стеки, паста машинки, экструдер и т.д. (все, что использую);
- Фурнитура — шнурочки, застежки, крепления, булавки и прочее;
- Сопутствующие материалы — клей, размягчители, краски, патины;
- Дополнительное оборудование — катеры, текстуры резиновые;
- Расходы на содержание магазина — это абонентская плата за магазин на Ярмарке Мастеров;
- Реклама — реклама на Ярмарке Мастеров или еще где-то;
- Обучение — покупка мастер классов, обучающий курс или что-то в этом роде…
Любое обучение, которое касается handmade и все расходы, с ним связанные.
Все это вношу в таблицу с указанием стоимости. На момент инвентаризации это трудоемко, но потом — в режиме онлайн — очень просто и удобно будет ее заполнять. Поставьте цены хотя бы примерно… по памяти (или в интернете можно посмотреть, сколько это стоит). Чем точнее цифры, тем более целостную картину вашего мира handmade вы получите.
После формирования полного перечня списка расходов, у меня выделились основные группы:
- это материалы — полимерная глина, клей, лак, патина и т.д., то что используется и требует оперативного пополнения;
- оборудование — паста машина, стеки, лезвии, катеры, текстуры - как правило, покупается один раз или пока не сломается;
- реклама — абонентская плата за магазин / реклама;
- обучение — мастер классы, обучение.
Чтобы стало понятнее и нагляднее, расскажу на примере своей расходной таблицы.
Итак, она состоит из:
- Во 2 ом столбике «Дата» — указываю период совершения затрат, мне удобно просто месяц. При первой инвентаризации — поставьте год, если не вспомните точнее период.
- В 3 ем столбике «Наименование» — конкретный перечень, что именно я купила или на что потратилась.
- В 4 ом столбике «Цена за 1 ед.» — цена за единицу — полезная информация, особенно когда будете искать и сравнивать, чтобы совершить следующие закупки.
- В 5 ом столбике «Кол-во» — собственно, сколько Вы этого добра закупили.
- В 6 ом столбике «Сумма» — да, Кэп, произведение «Цена за 1 единица на Кол-во».
- В 7 ом столбике «Статья расходов» — список у Вас со временем может сформироваться свой собственный (у меня это: материалы, оборудование, реклама, обучение).
- В 8 ом столбике «Комментарии» — указываю нюансы, которые полезны для меня, например, название сайта, где совершала закупку по такой заманчивой цене.
В эту же таблицу Вы можете включить все то, что считаете нужным и важным для деятельности. И конечно, я в последней строчке написала затраченное время на изготовление. Прописывать лучше на каждое изделие отдельно, а статью расходов определить, как «время» или «заработная плата».
В своих расчетах я не учитываю цену своего труда, т.к. это хобби (пока не бизнес) и мне в кайф заниматься полимерной глиной, такова моя философия на сегодняшний день. Выбор за вами, а строчку я указываю, как напоминание о важности этих расходов (и доходов).
Разово заполнив эту таблицу дальше ее останется только обновлять.
Я вижу, сколько потратила на оборудование, сколько на рекламу, сколько на обучение за год и всего. Сколько затрат ушло на материалы и когда максимально. Можно добавить долю в процентах от расходов, при желании.
Можно смотреть затраты по месяцам и периодам:
Итак, в реальности я увидела реальную сумму расходов. Скажу честно, цифра была внушительная… Даже попыталась найти валерьянку, чтобы прийти в себя… Нда…
И тут же подумала — да ну её, эту валерьянку! Себя, любимую, похвалить — проделала такую работу :)
Шаг 2. Откладываем расходную таблицу. Чайку, кофейку и идем дальше, к приятной части))
Шаг 3. Делаем доходную таблицу или реестр продаж.
Начинаем с того же, делаем полную инвентаризацию всего-всего, что уже продали и конечно заносим все в таблицу.
Что я включила:
- Во 2-ом столбике «Название изделия» — наименование, которое у меня уникально;
- В 3-ем столбике «Краткое описание» — здесь я указываю технику в которой выл сотворён сам продукт;
- В 4-ом столбике «Группа» — указываю, что это - брошь, кулон, колье, а может комплект;
- В 5-ом столбике «Количество» — сколько было продано;
- В 6-ом столбике «Цена» — самую главную информацию :) Ну, вы поняли;
- В 7-ом столбике «Сумма» = произведение (кол-во * цену);
- В 8-ом столбике «Место продаж» -— где именно была совершенна сделка.
Я определила все возможные варианты, которые существуют у меня: это Ярмарка Мастеров, другие места площадки, отдельная категория «Друзья», островной магазинчик в ТЦ, выездные выставки-ярмарки, иностранные площадки.
- В последнем столбике 9 «Дата» — когда была совершена сделка (для выявления сезонности, и прочих закономерностей, интересно, а они есть?);
Что я получила:
- Сколько продано и на какую сумму продано;
- Какой период самый интенсивный (читай доходный). Сезонность оказывается есть, у меня это оказался сентябрь и декабрь.
- Место самое выгодное, пока Ярмарка Мастеров и Инстаграмм :)
Шаг 4. Почти финал.
Ну а теперь сводим вместе результаты по Расходной и по Доходной таблице.
Вычисляем разницу, как доходы минус расходы, и, собственно, видим свой финансовый результат деятельности.
Шаг 5. Что делать дальше — рыдать или радоваться?
Результат 2016 года … грустный. Я четко увидела, что покупаю… т.е. запасаю своего хомяка под самые-самые щеки… А делать-то кто будет?
И тут нужно принимать решение — я покупаю дальше и тону в хомячьей бездне или начинаю тратить запасы на изготовление украшений и продавать? Не разрешала себе покупать еще материалы, пока не истрачу то, что есть. Процесс пошел, постепенно, запасы стали уменьшаться, изделия увеличиваться — что напрямую стало отражаться на результате.
Если вижу, что какие-то материалы лежат уже больше полугода — распродаю в «хомячьей» группе в VK. В начале, как голодный, набрасываешься на закупки, на это, на то, а еще вот эти бусинки, а как же без пинов? И уже со временем, четко понимаешь, что вот эта глина мне подходит, а к этой даже близко не подойду… и т.д.
Когда вижу, что доходы значительно превышают расходы, радую себя обучением или долгожданным мастер классом (считаем это премией и вложениями в развитие).
Шаг 6. Финал.
Дорогие создатели! Даже если сейчас вы увидите минус, продолжайте творить, если Вам нравится! Просто определите для себя порог «минус» или области, требующие коррекции — и тогда Вы выправите те разделы. Где есть завышенные расходы и лучше увидите картину в целом — в фактах и цифрах. Поверьте, это тоже важно для перспектив: может на обучение много тратите, а может, наоборот, нужно подучиться, или материалов накопилось, а Вы уже давно многими не пользуетесь… Или пора новую технику освоить, а может определенные украшения делать в большем кол-ве (например если их чаще покупают) и прочее — аналитика теперь будет доступна в разных разрезах. Причем чем больше массив данных, тем показательнее статистика… И даже при всем при этом — эмоции не посчитать! Так что:
Творите! Считайте :) И еще раз — творите! Handmade спасет мир :)
PS. Спасибо вам за отклики! Теплые слова, комментарии и вопросы!
(с) Анна Мальная