Писать модно. Писать нужно. Писать трудно. Писать нудно. Вопрос вопросов: можно ли научиться писать?
Набить или не набить?
Давно живу на этом свете. И мне кажется, все эти полвека с гаком только и делаю, что пишу. Всю жизнь долблю по клаве. Руки уже болят. Только клавы меняются. Страшного монстра — механическую пишущую машинку — сменил монстр подобрее — машинка электрическая. Потом появился персональный комп, и, наконец, ноутбук.
Я журналист. И немножко писатель. И переводчик. Сейчас иногда кличут «копирайтером», и это обидно. Когда начинала писать, никаких «копирайтеров» в природе не существовало. Сама я узнала это слово из книги Пелевина, а сейчас куда ни плюнь — в копирайтера попадешь.
Это не смешно, это печально. Однажды, много лет назад, я прочитала в газете: «В каком техникуме можно выучиться на журналиста? Или, может, есть какие-то курсы, где помогут набить руку в написании текстов?» Человеку объяснили, что журналистика — это все же профессия, которую получают в вузе, а не техникуме и что выражение «набить руку» в данном контексте не слишком уместно.
Много лет прошло, я почему-то помню ту заметку, хотя сейчас она вовсе не кажется смешной. Мою профессию все чаще стали называть «копирайтингом», а последний чаще всего и оплачивается лучше.
А учат и «набивают руки» сейчас едва ли не в каждой подворотне. Стоит ли пытаться овладеть наукой сплетать слова в хорошие тексты? Не верьте тому, кто будет предлагать вам «научить писать классные тексты» или снабжать «дельными» советами, как писать их. Это сложно, долго и трудно.
Талантом можешь ты не быть...
Увы, ты или пишешь или нет. То есть, конечно, писать мы умеем все — так или иначе. Как и читать. Это как слух, голос или умение рисовать. У кого-то они есть с рождения, кому-то наступил огромный медведь.
В принципе, конечно, эти способности в определенной дозе есть у всех, и хороший педагог может их развить. Не зря сейчас так популярны мастер-классы, где тебе дают срисовывать картинку, время от времени ее поправляя, советуя, где подбавить синенького или красненького, растушевать и т.д. На выходе ты получаешь вполне сносное полотно и недоумеваешь: «Я же никогда не умела рисовать. Это, что, фокус какой-то?»
В какой-то степени, да — фокус. Как и почти любой мастер-класс. Цель их — создать у человека иллюзию, будто он сделал что-то сам. И заодно, конечно, пробудить интерес к тому или иному виду творчества. С тем, чтобы в дальнейшем отправиться уже на серьезные курсы, где будет далеко не так весело и просто. И кстати, не исключено, что в вас сидит огромный талант, который хороший педагог может развить.
Писать ли?
Если вы категорически не умеете писать, а вам отчаянно нужны хорошие тексты, и в большом количестве, лучше наймите профессионала. Нет такой возможности, пишите коротко и просто. Если речь о блоге, сосредоточьтесь на фотографиях (делать их тоже, конечно, наука, но ей научиться немного легче). Фото + лаконичная грамотная подпись лучше плохого текста.
Помните: «Друг Аркадий, не говори красиво!» (с) Если вы не умеете писать, не стоит пытаться «делать красиво». Делайте просто. Описываете изделие, говорите лишь по делу. Цвет, размер, предназначение. Не нужно расписывать то, как «выгодно это платье дополнит прекрасный образ любой романтической девушки в это прекрасное лето-2019, особенно вместе с парнем на первом свидании, и подчеркнет индивидуальность имиджа хозяйки».
Секрет: читать и писать
Что касается текстов, то научиться их писать, конечно, можно. Но сложно. Тут не обойтись мастер-классом, тренингом или списком советов. Хотя секрет на самом деле очень прост. Всего два слова: «читать и писать». Больше ничего для того, чтобы научиться писать хорошие тексты, не нужно.
Только на практике
У нас, журфаковцев всех годов и городов, есть стойкое убеждение: на факультетах нас писать не учили. Кто мог, тот писал, бегал по редакциям, строил будущую карьеру. Да, были летние и текущие практики, был разбор наших «нетленок». Но это, наверное, единственное, что имело отношение к науке написания текстов. Основное обучение шло там, в редакциях. Там еще сидели матерые прокуренные дядьки и такие же тетки, которые возились с нами, молодняком, заставляли переписывать тексты, объясняли, почему так писать нельзя, хоть и кажется нам это гениальным…
Кто не желал писать, строчил совсем маленькие заметки о саде и огороде или о спорте и просто получал в вузе хорошее гуманитарное образование. Читал мировую литературу, учился грамотному русскому языку и основам редактирования. И это — пять лет.
Книги по теме
Существуют книги, посвященные науке писать. Хороших — немного. Классика — «Слово живое и мертвое» великолепной переводчицы Норы Галь.
Книг посвященных копирайтингу, тысячи. И каждая «самая лучшая». Как выбрать?
Во-первых, смотрите, кто автор и что у него за душой. Хорошо, если фамилия известна. Если он пишет о себе, что опубликовал 5 статей в московской газете N и работал со «многими известными фирмами», скажите ему «до свидания».
Во-вторых, не верьте слишком заманчивыми обещаниям. Вчера мне прискакала в почту вообще прекрасная реклама, где обещали научить писать книги за 90 дней. Без комментариев.
В-третьих, поинтересуйтесь издательством, тиражом книги — если она напечатана на бумаге. Электронная не должна содержать призывов прийти к автору на очередной сногсшибательный курс, где вас научат затмить Шекспира и Билла Гейтса одновременно и за один день.
В-четвертых, обратите внимание на то, как написана сама книга. Грамотно ли? Интересно ли? Понятно ли? С примерами из жизни?
В-пятых, посмотрите, подкреплена ли информация конкретными примерами из жизни, ссылками на литературу, историю и т.д. В хорошей книге всегда есть некоторый излишек информации, который словно призывает вас двигаться дальше.
Читая классику
Научиться писать, не читая, невозможно. Расскажу про себя. Я как губка впитываю чужие тексты. Когда читаю кого-то, начинаю думать в ритме его текстов, его словами. Это интересно, но порой портит жизнь. Например, мне нельзя читать никакого мусора. Тогда начну писать так же, теми же безграмотными фразами с ограниченным словарным запасом. Сейчас уже, наверное, выработался некий иммунитет, а на заре интернета я столкнулась с серьезной проблемой. Подсела на один форум, хороший форум. И спустя некоторое время поймала себя на том, что писать стала в форумном духе. Рубленые фразы, не самые литературные словечки, разговорные обороты. Чуть ли не смайлики норовила в текст поставить. Пришлось завязать. Почитать русской классики для реабилитации.
Самое неприятное
Я сейчас болею. Пошутила тут в одной соцсети: как прекрасен постельный режим! Мол, можно не корячиться с глиной и глазурями, бусинами да шнурами, а спокойно валяться на диване ноутом, тексты писать. Коллеги по первой профессии меня поняли (я журналист). Остальные позавидовали: какой же дивный отдых у вас, что может быть прекраснее написания текстов в охоточку!
Писать не любит почти никто, кроме графоманов. Моя мама работала на кафедре английского языка (!) в очень солидном учебном учреждении. Лаборантом. С письменной речью у нее всегда было очень хорошо. И маститые преподаватели — доценты, профессора — просили мою маму… написать заявление на отпуск или какую-нибудь автобиографию. Казалось бы, что может быть проще, тем более, что речь идет о лингвистах. Но нет, писать — очень сложно. И потому — лень.
Если почти любое другое занятие можно с чем-то совмещать, то писанину — никак. Это занятие пожирает вас полностью. Занят мозг, глаза, руки, уши просят тишины. Нельзя прерываться, отвлекаться — потеряете мысль. Нельзя и слишком переутомляться — замылится глаз, закипит мозг. Что же делать?
Постараться составить план — не самого текста, нет. Времени, которое вы сегодня готовы отдать этому занятию, и примерного количества страниц (текстов, знаков), которые собираетесь за это время выдать. Не получится — в следующий раз скорректируете план. Очень не советую гнать – ничего хорошего не получится.
Адские мучения
Один очень известный журналист, человек невероятной трудоспособности и таланта, конечно, тоже, сказал как-то: «Писать текст — это всегда мучение. Писать большой текст – большие мучения. Писать книгу — адские мучения». Можно подумать: кокетничает. Но я знаю, что он говорит чистую правду. Именно потому, что пишет он очень легко. Точнее, текст, им написанный, легко читается. А это значит, в него вложено много труда (и мучений).
Кстати, видели когда-нибудь черновики Пушкина? Там ни единого слова первоначального нет, все перечеркнуто!
Исправлять и вымарывать
Корявый текст написан с колес, его никто не перечитывал, не правил, не страдал над ним. Писать было легко, читать — невозможно. Текст обязательно должен вылежаться. Понятно, что от него хочется избавиться как можно скорее, но он просто обязан побыть один. Хотя бы день. Совсем нет времени — час. Необходимо, чтобы у вас была возможность взглянуть на написанное более-менее свежим глазом. Очень хорошо сменить верстку. Набранное в ворде залить в соцсеть, просто поменять шрифт. Очень хорошо — распечатать, на бумажном листе ошибки и прочие огрехи почему-то намного виднее.
Если есть на свете бОльшее мучение, чем текст писать, так это — его исправлять. Но стоит попробовать хотя бы пару раз, и это уже войдет в привычку, поскольку разница между исправленным и первоначальным текстом огромна. А самое ценное в умение исправлять — научиться сокращать.
Лишь тогда, когда ты перестанешь относиться чересчур трепетно к своим текстам, ты можешь сказать, что прошел первый уровень и уже начал учиться писать.
И о тапках
Я надеюсь, что никого не обидела этим текстом. Буду рада комментариям, в том числе и в виде «тапков». Кому как, а для меня летающие тапки — это самое интересное.