Сказка и куклы посвящается моей бабушке, красавице и настоящей царевне...
...Ляля всегда подозревала, что ее мама русалка. Особенно подозрительной она становилась, когда об этом говорил папа, хитро подмигивая. - А знаешь, как она плавает? А какой у неё хвост роскошный, зелёный? А отец водяной, сердитый такой, надутый, всё простить не может, что она на землю, ко мне, ушла жить... - а мама только смеялась и тихонько перебирала жемчужные бусы на шее...Однажды ночью, когда все дачные гости разошлись по своим комнатам, сладко зевая после малинового чая, Ляля всё лежала в своей кроватке без сна. То ей мешал назойливый комар, то какая-то птица за окном начала таинственную печальную песню, то во дворе жалобно повизгивал во сне Шарик. Вдруг скрипнула дверь в комнате родителей. Этот скрип Ляля хорошо знала - будто зевнул кто-то маленький и сердитый... Ляля встала и выглянула в гостиную. Мамина фигура в ночной сорочке неслышно удалялась по коридору. Так же неслышно приоткрылась входная дверь в сад, мелькнула в проёме яркая полная луна, и мама исчезла... Ляля бросилась за ней, стараясь в синей темноте не наткнуться на стол с ещё неубранной после вечернего чая посудой... Она прошла за мамой через сад, чувстуя, как прилипают к босым ногам мелкие камешки, и вышла на дощатый причал. Спрятавшись за ивняком, она наблюдала, как мама сидит на самом краю причала, опустив ноги в воду. Наверное, она хочет поплавать. Мама очень любит плавать в любую, даже самую неуютную погоду, а сейчас, когда вода тёплая, как чай, и от неё поднимается пар, плавать одно удовольствие... Мама потянулась, распустила свою длинную светлую косу, скинула рубашку и нырнула. Ляля хотела было ее окликнуть, подбежала к краю причала, и застыла, так и не выдохнув слово "мама" ... От берега быстро и грациозно удалялась женщина-рыба с длинным сверкающим в лунном свете хвостом, похожим на гибкий изумрудный веер...
- Ляля, Ляля, плыви к нам, к нам!... - услышала она певучие голоса из зарослей осоки. Ляля пригляделась и увидела маленькие головки, украшенные венками из кувшинок, поднимающиеся над водой... То были малютки-русалки: они тянули к ней тонкие руки и кружились в хороводе. Она подошла к самому краю причала и свесилась вниз, распущенные волосы коснулись воды.. Ей так хотелось к ним, в хоровод, кружить и плескаться с этими волшебными подружками... Русалки подплыли к ней, смеясь и брызгаясь. - Поиграй с нами, поиграй! - просили они, - Ты же дочь царевны, ты не утонешь!... Они схватили её за обе руки своими мокрыми цепкими пальчиками и дёрнули вниз, в темную, глубокую воду. Ляля не умела плавать. Она почему-то всегда боялась глубины, холодных скрытых течений, и даже смелая мама так и не смогла её убедить в том, что в воде безопасно. Теперь же она едва успела испугаться: вокруг поднимались вверх стаи пузырей, зелёные ленты водорослей обвились вокруг её тела как змеи, а вдали мерцали и переливались лунным светом русалочьи тела.... Что-то подхватило её снизу, что-то большое и скользкое, чьи-то сильные руки обняли её и вытащили на поверхность.
Ляля оказалась на спине огромной темной рыбины с длинными усами. Это, наверное, сом, подумала Ляля - она видела у мальчишек такого же, только гораздо меньше. На соме рядом с ней сидел толстый бородатый дед, весь поросший ракушками и водорослями. Вместо ног у него был такой же толстый и несуразный хвост... Водяной! Ох... - Ну наконец-то, дождался я внученьки! - загромыхал дед, погоняя сома хлыстиком, - А то уж думал, что и вовсе не увижу тебя... А ты не бойся, не утонишь, глянь на свой хвостик - из наших ты, моя порода!... Ляля глянула и ахнула: и у нее вместо ножек был хвост, нарядный, зелёный, с красным веером на конце... - Я домой хочу! - пискнула она, - Страшно мне, и мокро... - Ты погоди, осмотрись у меня, погости, может и здесь понравится! - сказал Водяной добродушно и направил сома вдоль берега.
... Они плыли вдоль берега и Ляля с удивлением смотрела на волшебную жизнь ночной реки. Вокруг всё бурлило и булькало: водили хороводы русалки, плескались на мелководье водяные коровки и лошадки с хвостами вместо задних ног - то было заветное стадо старого Водяного. По берегам жгли костры странные, невиданные Лялей существа: листины, одетые в платья из прошлогодних листьев, древесницы и травяницы, покинувшие в эту ночь свои деревья и луга, лешие, домовые, козули и другие, совершенно немыслимые, да и не названные никем создания... Дети леса... Совсем скоро река вдруг разлилась, расширилась, и сом выплыл в темный просторный залив. Прямо из воды рос, поднимался ввысь, большой терем. В окнах терема горел свет. - Ну вот и приплыли! - сказал водяной. - Это мой дом. Заходи, будь в нём хозяйкой... Они заплыли в комнату. Там все было как у людей - и диван, и стол, и стулья, и даже граммофон на окне, - только воды по пояс... - Вот, угощайся, улитки сахарные, моченые стебли кувшинок, рыбка свежая... А я пока пластинку заведу! - заявил дед и поплюхал к окошку.
Ляля с ужасом посмотрела на засахаренных улиток и отодвинула тарелку. Вместо ужина она стала рассматривать портреты на стене. Среди многочисленных водяных и русалок она заметила портрет своей мамы. Мама сидела на белом камне, опустив роскошный хвост в воду, светлые волосы ее волнами сбегали по плечам, а на шее ласково блестело ее любимое жемчужное ожерелье. - Ааа, мамой любуешься! - сказал Водяной, засовывая в рот целую рыбину, - Да, она у меня красавица, настоящая царевна! Но раз она, негодница, меня покинула, то ты займешь ее место. Будешь моей маленькой царевной-внучкой... Будешь жить в подводном дворце, кататься на соме, коровок моих пасти... Справишься, небось!... Ляля замотала головой. - Ну, нет, я не могу под водой! Я домой хочу... Пряников... Сказки.... И мишку плюшевого... И маму с папой!... Она хотела проскользнуть к двери, но Водяной хлопнул в ладоши и крикнул: Эй, Захаар!... И откуда ни возьмись перед Лялей появился огромный рак, он таращил на нее свои круглые черные глазки и угрожаеще клацал страшной клешней. Терем тем временем начал опускаться, в окна хлынула вода. Ляля зажмурила глаза - она всегда так делала, когда пугалась. Вот сейчас откроет - а всё страшное исчезло, будто и не было.... - Ну-ка папенька, оставьте мою дочь в покое, а то испугаете ненароком! А ты, Захар, ставь поскорее самовар, а то я после купания замерзла совсем, нынче утром вода студеная.... Ляля открыла глаза. Над нею склонился ее дедушка, щекоча её щеки своими пышными седыми усами. Ляля была в своей постельке, рядом стояла мама с мокрыми волосами и смеялась. Захар шаркал в коридоре сапогами, неся на веранду самовар.... Ну вот, всё и кончилось, и нет ни водяных, ни раков, ни русалок.... И даже не знаешь, хорошо это или плохо.... - А что ты мне, дедуля, привез из города? - спросила Ляля, обнимая деда за широкие плечи. - А вот что.... - дед хитро подмигнул и раскрыл ладонь. На ней лежали жемчужные бусики, в точности такие, как у мамы, только поменьше.