Эмоциональный интеллект.⠀
Итак, наконец-то заговорили о важности развития эмоционального интеллектаКонечно, это направление еще не до конца изучено, и не так доступна информация для родителей🤷♀️
Но постепенно это приобретет массовый характер…
Заботиться об эмоциональной жизни ребёнка также важно, как и о его физическом и интеллектуальном развитии.
Эмоциональный интеллект – это способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность понимать эмоции, способность генерировать эмоции ради эмоционального и интеллектуального роста.
Дети с развитым эмоциональным интеллектом на шаг впереди.
Эти ребята смогут принимать взвешенные решения, понимать других людей, их намерения, эффективно выстраивать межличностные отношения. Порой это важнее умения перемножать трехзначные числа в уме☝
Как бы не был умен и развит не по годам ребёнок, с запущенным эмоциональным интеллектом он может стать для других «с приветиком»🤷♀️
Это те, кто ляпают не впопад, странно выражают свои эмоции, шутят не в тему😒
Таких и взрослых достаточно😀
А можно не быть гением и вундеркиндом, но преуспевать в учёбе и работе.
Здравствуй, развитый эмоциональный интеллект, выстроенное общение с учителямиколлегами, адекватность реакций, уместность
От степени развития эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его успехи и достижения, удовлетворенность отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни⭐️
Но родители при всем желании не знают, как заботится об эмоциональном интеллекте ребёнка🤷♀️
Везде пишут про важность, но не пишут, А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
А я напишу😃
Рожденные в СССР понятия не имели о раннем развитии, о том, что после трех уже поздно. Почти все шли в школу без предварительной подготовки, не было никаких курсов, не было маркетинга, продвигающего ментальную арифметику, курсы подготовки к школе, скорочтение и т.п.🤦♀️
Поэтому, не обладая полнотой сведений, начали усиленно развивать интеллект🤯, натаскивать дошкольников на академические знания, в надежде, что это гарантирует ему более успешную жизнь, чем у родителей, идущих в 90-х в первый класс без подготовительных курсов.
Но всё течет, всё меняется. Система образования не успевает за технологиями и прогрессом. Так что берём всё в свои руки, если действительно хочется что-то дать большее своему ребёнку.
Того, о чём мы даже не могли и мечтать в силу массового незнания😶
Для кого-то главные ценности – это знания и оценки. А эмоции остаются «за бортом»🚢
Но ответьте на вопрос, какие навыки нужны людям, допустим 30 лет❓
В топе будет эмоциональный интеллект, вместе с умением ставить перед собой цели, тайм – менеджментом⏳, финансовой грамотностью, критическим мышлением🧠. В общем, с тем, чему в обычной школе не учат…😒
Можно как-то познакомится с миром эмоций через сказки, через мультики, но для действительного освоения необходимо живое общение, при чем со взрослыми☝
Потому как в садике сверстники вряд ли знают больше вашего ребёнка по этой теме.
На передний план должны выйти ВАШИ ОТНОШЕНИЯПереживания, рассказы о них, выслушивания их, обмен ими.
Детям дошкольного возраста любую информацию необходимо подавать в формате игры, либо через сказки‼️
Поэтому для вас придумали семейные игры, где можно в игре обсуждать свои эмоции и чувства
Дети редко что-то знают об эмоциональной жизни родителей, которые не имеют отношения к воспитанию. Для ребёнка узнать о личной жизни родителей часто оказывается совершенно новым и неожиданным опытом.
Родитель тогда воспринимается как обычный человек со своими радостями, горестями, разочарованиями и победами.
И такое общение сближает детей и родителей❤️
Для развития эмоциональной компетентности всей семьи можете посмотреть психологические игры
Ю.Б. Гиппенрайтер.
И игры для эмоционального развития «Семейка Гномс», «Путешествие в страну эмоций».
Для того, чтобы сопереживать другому человеку, необходимо правильно распознать его эмоции, как человек чувствует себя в данный момент.
⠀
Игра «Мы похожи».
Игра, где предлагается хлопать в ладоши при положительном ответе.
«Кто любит играть с машинкамикукламилего?»
«Кто любит мороженое?»
«Кто любит мыть полпосуду?»
⠀
В итоге те, кто играет в игру, смогут увидеть, что несмотря на то, что мы разные, все-таки сколько много у нас общего
⠀
Берите любые настольные игры с правилами, чтобы ребёнок учился осознавать последствия своих действий.
Для ребёнка важно отождествлять себя с тем, с кем он общается. Это также способность принять чужую точку зрения.
⠀
В помощь игра «Зеркало» Играть в паре. Один – человек, второй – зеркало.
Человек двигается медленно и плавно, а «зеркало» пытается в точности повторить, затем меняются ролями.
Игра «Волшебные очки» Существуют очки, которые видят только хорошее в людях🤓
Играть вдвоем или компанией. Кто-то одевает очки и видит только хорошее в остальных, озвучивает, что видит.
⠀
Игра «Руки».
Играть в паре. Руки знакомятся. С закрытыми глазами вытянуть руки вперед, найти руки партнера и «познакомится», попытаться лучше узнать соседа. Опустить руки. Руки «ссорятся». Снова вытянуть руки вперед и «поссорится» руками. Затем «помириться» руками.
⠀
Необходимо учить ребенка сопереживать, проживать вместе не только радостные, но и грустные события.
⠀
Какая-то игрушка может заболеть, расстроиться, потерять что-то. Расскажите ребёнку, чем он может помочь. Укрыть одеялом, дать теплый чай и т.п.
⠀
Всё, что ребёнок переживает в инсценировке становится его внутренним опытом.
⠀
Показывайте на своем примере разные варианты общения с другими людьми. А это что значит? Что больше времени проводите вместе. В саду особо не с кого брать пример, только с воспитательницы и няни. Используйте время вместе с ребёнком качественно‼️
⠀
Расширяйте представление ребёнка об эмоциях и чувствах. Расскажите об их полярности. Это когда могут плакать от радости😂 или истерически смеяться от испуга или ещё чего-то.
⠀
Учите умению осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоции и переживания. Комментируйте. Что-то произошло, ребёнок плачет. «Тебе обидно?», «Ты расстроен?», «Ты злишься?».
И уже спустя какое-то время ребёнок сам точно опишет вам, что он чувствует
⠀
Развивайте способность понимать и распознавать эмоциональные состояния других людей.
⠀
Обогащайте эмоциональный словарь.
Его можно сделать самостоятельно, вырезая из старых газет и журналов лица, помогая ребёнку определить основные эмоции, а остальные – это оттенки базовых.
Базовые эмоции:
✨радость
✨интерес
✨испуг
✨горе
✨гнев
✨страх
✨отвращение
✨стыд
⠀
И, например, ужас, тревожность, беспокойство – это оттенки страха.
И оттенков очень много.
Вот и покажите их ребёнку, научите различать.
Все-таки и степень разная бывает, ужас и беспокойство - не одинаковы, правда?⠀
Объясните ребёнку, что нет эмоций плохих или хороших, это всё часть нас. И любые эмоции необходимы человеку‼️
⠀
Есть книга «Азбука эмоций», нам рекомендовали на курсах её, но я ещё не покупала.
⠀
Я заказала серию книг Карнелии Спилман «Когда Я злюсьтревожусьгрущузавидую»⠀
Развивайте опыт эмоционального реагирования. Обучайте техникам и способам управлять своими эмоциями. Может быть потопать ножками, побить грушу🥊, глубоко дышать😤
⠀
Учите изменять свои эмоциональные состояния.
⠀
Ведите дневник эмоций или сделайте измеритель настроения, где ежедневно отмечайте уровень радости, преобладающую эмоцию.
Комментируйте, почему появилась эта эмоция.
⠀
Учите сочувствовать героям сказок.
Ещё ваши помощники – мультфильмы. Но не просто поток телеканала «Карусель», а для развития эмоционального интеллекта.
⠀
«Монсики», найдите на Ютубе. Серии по 6-7 минут. Это то, что нужноВедь все же помнят, что просмотры более 30 минут в возрасте 5-7 лет совсем не во благо🙅♀️
И это не о содержании, а о здоровье.
⠀
«ГОЛОВОЛОМКА» от Pixar. Это полнометражный мультик. Для старших дошкольников такие можно смотреть не чаще 1 раза в неделю‼️
⠀
Только не включаем мультики по схеме «залипни и не мешай», а смотрим вместе и комментируем, что, как и почему.
⠀
В этом мультике обратите внимание на момент, когда обыгрывается ситуация игнорирования каких -то эмоций, к чему это приводит!
Не запрещайте детям плакать🙅♀️
И мальчикам в том числе☝Ребенок упал, ему больно, он ударился...😞
Запрет на слезы не равно воспитание мужественности. Мальчики, выросшие в таких суровых условиях, где «мужики не плачут» вообще не могут выражать свои эмоции😶
Если ребёнку больно, ему надо посочувствовать, а не учить глотать слёзы😭
К слову у детей, которых не шугают тем, что «мужики не плачут», которых жалеют, нет необходимости искать ласку и внимание родителей через другие вещи. Это так, для размышления😊
⠀
Не стоит боятся, что ребёнок вырастет в таком случае плаксой😪
Если рядом адекватный папа, то этого не произойдет
По настоящему успешные взрослые мужчины, без психологических проблем это те, которых долюбили в детстве мамы❤️
⠀
Это правда очень суровая картина. Ребёнку больно, он плачет, а родители это игнорируют, либо вовсе бесятся от того, что мальчик вообще смеет что-то выделять из глаз🤯
⠀
Наши дети должны быть живыми и эмоциональными. Если вы пожалеете ребёнка, который расстроен, это совсем не значит, что разовьете у него тягу пребывать в этом беспомощном и жалком состоянии постоянно.
⠀
Я не запрещаю плакать своему сыну, и поверьте, от этого он не стал реветь круглыми сутками. Он просто знает, что его пожалеют, поэтому, когда падает, может сказать:
«Мне не больно, всё нормально!», даже если и немного больно. У него нет потребности, необходимости преувеличивать, чтобы добиться моего внимания.
И наоборот, где запрещают мальчикам это делать, небольшая ссадина может вызвать истерику, и театр одного актера в помощь, чтоб добиться ласки маминой целый спектакль разыгрывается🤡
⠀
И отдельная тема - это определение причины слёз и мальчиков, и девочек, и адекватная реакция родителей. Игнор и крик – так себе решение ситуации, если действительно ребёнку больно или обидно. Другое дело – капризы. Но это уже другая история…
Не запрещайте детям веселиться‼️
Многим говорят «Будешь много смеяться, значит потом будешь много плакать»🤦♀️
И дети верят, подавляют позитивные эмоции, боятся, что если им сильно хорошо сейчас, завтра будет плохо.
Неудачная установка🙅♀️
Всё это очень объемные темы. И капризы, и страхи, и проявление злости, и другие эмоциональные состояния детей.
Думаю, одна из важных задач, которую необходимо решить системе образования, это как вписать в государственные стандарты развитие эмоционального интеллекта!
⠀
Ведь за этим будущее✨
⠀
«Уроки» по эмоциям для дошкольников должны быть в расписании, вместе с буквами, цифрами и пр.
⠀
Такие знания очень помогут в жизни. Всем.
Эмоционально грамотные люди отличаются от остальных.
В отличие от IQ, который заложен генетически, эмоциональный интеллект можно развивать в течение всей жизни