«Где вы берете камни?» — спрашивают меня.
«Я их нигде не беру, я их делаю!» — отвечаю я одновременно и с обидой, и с гордостью, и с тоской — бывает же так!
С гордостью — потому что «делать камни» — это звучит круто. С обидой — потому что в «камни» эти вложено столько труда и материалов, а человек думает, что я их выписала в популярном интернет-магазине. С тоской — потому что мне снова придется объяснять весь этот сложный, многоступенчатый, многовариантный процесс, а собеседник — я знаю! — будет откровенно скучать. Признайтесь, кто любил в школе химию? Поэтому я решила написать этот текст — о происхождении керамических бусин. Постараюсь обойтись без химии, тем более что я сама я в ней не отличник. Заранее прошу прощения у керамистов, которые могут заглянуть в этот текст. Описание процесса даю предельно простое, поэтому возможны некоторые обобщения, которые, возможно, покажутся вам ошибками.
Катышки и дырочки
Итак, как делаются бусины? Да, собственно, проще простого. Берешь кусочек глины — «керамической массы», если выражаться правильно — и катаешь его в ладонях. «Масса» отличается от глины наличием добавок. Фарфор, фаянс — все это массы. Получается чаще всего овальный катышек. Теперь ему можно придать любую форму — шарика, кубика, шайбы (ронделя), диска, трубочки, птички, рыбки... Вариантов — бесконечное количество. Этим формам можно посвятить отдельный текст.
На фото — бусины из полимерной глины, но формы-то одни и те же!
Существуют и другие способы изготовления бусин — отминка в специальным формах, литье. Но я рассказываю о том, что делаю сама.
Каждую бусину нужно протереть влажной губочкой — чтобы лучше потом ложилась глазурь. Ею же хорошо обработать неровности, шероховатости и т.д. На бусины наносится при желании рельеф или рисунок специальным инструментом или штампиком. Их коллекция — это святое для керамиста. В ход идет все: от старых (и не очень) сережек, кружева, значки, заколки, крышки от бутылок. Когда начинаешь заниматься керамикой, рельеф видишь всюду и автоматически начинаешь думать, как бы его применить. Можно процарапать тонкий рисунок, можно подсохшие до так называемого «кожетвердого» состояния бусины, резать, словно дерево, покрывая их орнаментом или придавая им нужную форму.
Главное — не забыть проделать дырку! Основной инструмент керамиста-бусодела — вязальная спица или шпажка для шашлыка. Некоторое время бусины хорошо посушить прямо на этой палочке, а после снять, чтобы не присохли и положить в идеале на нечто, впитывающее воду (дерево, гипс, газета).
Чуть подсохшие бусины можно также покрыть или расписать специальными красками — ангобами (жидкая цветная глина с добавлением капельки глазури).
Здесь изображены покрытые ангобами бусины уже после первого обжига. После него они становятся немного ярче.
Теоретически сейчас можно нанести и глазурь, но я не люблю этого делать. Разве что на глазури специально указано, что она подходит для «сырца» — так называют необожженные керамические изделия.
Нет-нет, это еще не обжиг, в духовке бусины просто сушатся!
Когда бусинки высохнут окончательно, каждую неплохо отшлифовать наждачной бумагой, а дырочку — выровнять надфилем. Теперь — в обжиг!
Утиль и бисквит
Когда я несколько лет назад привезла свои первые керамические бусины на обжиг, конечно, изо всех сил старалась не выдать в себе чайника. И, конечно же, сразу выдала.
«Утиль?» — спросила технолог. Я возмутилась: утиль — это какой-то мусор, вторсырье.
«Нет, это бусины!» — ответила важно. Упс.
Первый обжиг у керамистов называет утильным (утельным, Утельным, на утиль — так далее). Есть еще слово «бисквитный», но по-русски так чаще говорят лишь о фарфоре.
Обжигаются («запекаются» — это о полимерной глине и творожных запеканках) в муфельной печи. Печи бывают разными — большими и маленькими, газовыми и электрическими. Самая низкая температура обжига — 1000 градусов (бывает и меньше, но нам ведь незачем залезать в дебри). Я обжигаю свой утиль на 1050.
Для первого обжига бусины я кладу на тарелочки или в чашки. Можно и прямо на дно печки накидать. Потом все будет гораздо сложнее. На фото уже есть намек на эти сложности.
Блеск и красота
Бусины нужно покрыть глазурью. Это, наверное, самый сложный этап. Чтобы что-то получилось, нужно многому научиться. Научиться класть глазурь ровно, чувствовать толщину слоя, добиться того, чтобы не получалось залысин, «сборки», трещин («цека»), ненужных капелек, а самое главное уметь добиться нужного цвета и эффекта. Цвет ее обычно совсем не похож на то, что должно получиться в итоге.
Состоит глазурь чаще всего из тонко молотого стекла (фритты), пигментов и прочих добавок. В качестве пигментов используются оксиды и соли металлов. Глазури бывают самые разные: цветные и базовые (бесцветные и белые, глухие), прозрачные и непрозрачные (эмали), глянцевые, матовые, эффекторные, кристаллические, дихроичные, кракле… Отличаются глазури и по температуре обжига: низкотемпературные глазури и высокотемпературные. Под «низкой» подразумевается температура 900-1100 градусов, под высокой — 1200-1300. Важен и состав. Есть глазури пищевые, есть — непищевые. Но для бусодела это неважно. Бусины-то грызть мы не собираемся.
Теперь бусины нужно поставить в печь. На тарелочке или в чашке, как во время первого обжига, делать это нельзя — слипнутся! Для обжига керамических бусин используются специальные приспособления — стойки. Обжигают глазурованные бусины на специальных стойках с проволокой из жаропрочного сплава (фехраль, нихром, особо прочная сталь). Стойки могут быть самодельными или покупными, в форме «елочек» (не рекомендую, но многие пользуются) или «шашлычниц». Очень важно следить за тем, чтобы бусины не прилипли друг ко другу, к проволоке, а также не нагружать проволоку чрезмерно. Она, не выдержав нагрузки, просядет — и все ваши труды пойдут насмарку. На одном из фото бусины едва избежали гибели. Совсем трагические выкладывать не буду. Однажды у меня рухнула целая большая стойка. А все потому, что не надо жадничать и торопиться!
Вот, собственно, и все. Бусины готовы. На фото — не мои. Но красота, красота-то какая! Жаль, не мои. Ради этого стоит постараться.