Мое новое увлечение,традиционная славянская вышивка.
Досюльный шов или шов роспись.
Конопляное домотканное полотно,хлопок мулине.
27.09.19
Работа кропотливая,идет медленно,особенно когда только знакомишься с узором,Полосу длиной в 60 см вышивала неспешно 2,5 месяца,часть была в отпуске.Вот такая "скорость".
Старинный узор с женской рубахи.
Сделаю вставку,чтоб не потерять:
"Когда мне присылают просьбы соткать на заказ/продать обережный пояс, когда меня просят научить ткать обережные пояса, создавать обрядовые полотенца я неизменно чувствую грусть, иногда с оттенком печали. Вот уже несколько лет, как во мне зреет понимание того, что пояс (рубаха с вышивкой, передник с кружевом и любая другая составляющая народной одежды, обрядовый предмет или ткань для украшения дома) лишь тогда в полной мере одаряют своих владельцев своими защитными свойствами, когда все односельчане, все люди из близкого круга общения одеты в таком же стиле, в пояса с примерно такими же узорами и цветовым решением, в рубахи примерно с такой же вышивкой, в фартуки-занАвески с типологически таким же кружевом и т.д. и т.п..
Перед нами парадокс - невозможно соткать обережный пояс, если ткёшь его только для одного человека. Пояс не будет в полной мере обережным, если все ваши знакомые носят пояса с другого рода узорами, разного стиля, разной выделки. Надо или воссоздавать пояса одного уезда во всём их разнообразии и настаивать на том, чтобы люди из одного "уезда" носили только такие пояса, только такую одежду, или создавать новые коллекции, которые создавали бы стилистически единую одежду для всего родного поселения, для всей деревни, для всего нового города.
Увидеть, насколько была однотипной и одинаковой при всем многообразии узоров одежда односельчан, можно на примере фотосъемки, произведенной в конце 1970-х годов в селе Криворивня. На снимках одежда одного кроя, с одинаковым расположением узоров в одних и тех же местах рубах, плахты из однотипной ткани, жилетки с узнаваемой типичной для этого села вышивкой. Словно сёстры одной семьи, словно братья одного рода - насколько схожа одежда! Это наиболее наглядный пример того, насколько единообразной должна быть одежда людей из одного села, из одного места, чтобы в полной мере человек ощущал на себе всю силу узоров родной одежды, всю её подлинную благодать.
Тем, кто не первый год занимается изучением русской народной одежды, не трудно представить такую же цветную фотосъемку жителей села Секирино, или жителей воронежско-белгородского пограничья, жителей Пинеги и многих многих других мест России. Тем, кто изучает марийскую, чувашскую, мордовскую одежду, одежду коми, народа сету и многих многих других народов прекрасно известно, что такое же единообразие в одежде одного села бытовало и у этих народов, то есть речь идет о великом законе устройства традиционного общества как таковом. Такое единообразие одежды одной области типично не только для русских. Свадебные и праздничные пояса одного места были очень похожи друг на друга, а также свадебные рубахи, свадебные полотенца, также походили друг на друга и повседневные пояса, рубахи, поневы или сарафаны одной деревни. Рубахи разных губерний отличаются кроем, способами украшения разных частей рубахи вышивкой разного типа узоров, выделки. Пояса разных губерний также разнятся друг с другом, у каждой губернии так или иначе своё характерное лицо, а иной раз мы видим даже большое различие в крое и украшении одежды разных сёл одной губернии.
Когда человек перестанет жить сознанием одного своего "я", а научится жить осознанием себя частью своего села, своего рода, и это будет выражаться в одежде, лишь тогда в полной мере его одежда будет обережной. Для того, чтобы осуществить это, нужно единогласие, согласие многих людей, проживающих вместе, вместе справляющих народные праздники, трудящихся вместе, совместно принимающих важные решения. Единство и согласие односельчан - к этому призывала одежда, это превозносила, это негласно чествовала. В этом была её мощь и главное значение. Человек не чувствовал себя осиротелым, одиноким, отрезанным ломтем хлеба. Он был частью, причастным, принятым в большую семью своей деревни. Не о своей радеть одежде, а радеть о том, чтобы все люди из ближнего круга стали бы носить одежду одной традиции, одной стилистики, одного художественного решения - только тогда можно говорить о том, что народный дух выжил, что народная одежда выжила, что мы понимаем предназначение народной одежды, и видим её суть. Насколько единодушны должны быть люди одного круга общения, насколько настроены на один лад! Подумайте о своем окружении, посоветуйтесь со своими знакомыми, единомышленниками, какую одежду вы хотите носить, пообщайтесь с друзьями, прежде заказывать пояса, если вы в самом деле хотите обережные пояса, пояса, созданные по всем правилам народного уклада.
Мы научились ткать пояса разных губерний, разных художественных направлений, мы изучаем и воссоздаём вышивку, мы плетём исконно русское кружево для скатертей, полотенец да рубах, но нам еще идти и идти до того дня, когда мы поймем наконец в чём залог сохранения народного уклада, какое согласие, единомыслие, доверие и понимание должно быть между людьми одного круга общения, нам еще жить да жить до той поры, когда все эти вещи обретут в полную силу свою добрую власть над людьми. "
Марианна Николаевна Медведева
Интересно,как мастерицы определяют стоимость такой работы?Это же так..."неоценимо".Можно ли такие обережную вышивку делать на заказ?Как считаете,поделитесь в комментариях?!