Вдогонку ушедшей виноградной недели на Ярмарке мастеров все-таки хочется рассказать, что и у нас на Руси оказывается тоже рос свой особенный виноград. Только рос он не в садах и огородах, а на прялках, сундуках, посуде, шкафах, печных заборах, дверях домов. В данной статье я приведу примеры изображения винограда на основе двух схожих по названию, но совершенно разных по стилистике и географическому происхождению росписей. Речь пойдет о кичменгско-городецкой и городецкой росписях по дереву, а также о хорошо известной всем хохломе.
Итак, кичменгско-городецкая роспись является одной из традиционных росписей Русского Севера, пришла она к нам с Вологодской земли. Тем более невероятным кажется, что именно виноград является одним из основных элементов этой росписи. Без него не обходится ни один орнамент!
«Растительные мотивы, навеянные миром природы и переосмысленные поколениями мастеров в красочные декоративные «райские сады», органично дополняют образный мир народного искусства. Большое распространение в силу своей символики, получили не характерные для Русского Севера цветы и изображения зверей. Виноград, например, в русском народном искусстве считался символом плодовитости. В устном фольклоре виноград символизировал новобрачных. Упоминание о нем встречается и в колядках, и в волочебных песнях. На Русском Севере «виноградье» — поздравительно-величальные песни во время святочных колядований». Так раскрывается значение виноградных гроздьев в методическом пособии по кичменгско-городецкой росписи.
Эту роспись по праву можно назвать домовой, ведь ей украшены целые интерьеры крестьянских домов, которые не раз поражали исследователей своей красотой и гармонией. Еще одним из основных элементом данной росписи является лев. Лев и виноградные гроздья удивительное сочетание для Русского Севера. Глядя на изображения и того и другого вполне можно предположить, что художники никогда воочию не видели ни льва, ни виноградную лозу. На тему львов я уже писала в предыдущей публикации, исследования доказывают, что о них наш народ знал лишь по легендам, возможно так дело обстояло и с виноградом. И как это часто бывает, живописцы черпают вдохновение и идеи из легенд, сказок, песен, которые потом оживают в удивительных визуальных образах и дарят вдохновение и опору в том числе и современным художникам.
«Букет завершался виноградной гроздью «растущей» вверх. Множество мелких листиков окружало гроздь, и в ореоле цветных пятен она была подобна горящей свечке. В некоторых композициях виноград вплетался в цветочный букет, и кисти ягод писались по сторонам центрального стебля. В этом случае грозди заменяли бутоны, насыщали роспись плотной массой, придавали весомость и значимость всей композиции. Если цветочный орнамент писали на горизонтально вытянутой плоскости, то виноградные гроздья располагали по бокам». («Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись»)
И ведь действительно не сразу узнаешь в виноградной свечке знакомые нам ягоды. Полюбуемся сказочными творениями талантливых народных мастеров:
А теперь переместимся с северных просторов на просторы волжские: в город Городец. Городецкая роспись конечно более известна и узнаваема. Купеческий быт, гуляния, чаепития, катания на тройках, в этой росписи словно читается слово – изобилие. Здесь есть все: изобилие форм и цветов, и разумеется, виноград присутствует:
«В городецком фольклоре – песнях, частушках, свадебных припевках часто упоминаются ягодки и виноград. Любят их писать и городецкие живописцы». Так говорится о винограде в книге Л.Я. Супрун «Городецкая роспись». Оказывается и здесь прослеживается свадебная и песенная тема. Наверно это не случайно ведь пожелания благополучия и изобилия чаще всего звучали на свадьбах, а образ винограда, как нельзя лучше эти пожелания выражает. В отличии от кичменгско-городецкой росписи в Городце изображают виноград уже гораздо реалистичнее, гроздья вполне различимы и узнаваемы. Рискну предположить, что на нижегородской земле с ее знаменитой ярмаркой чего только не видывали и рассказать могли во всех подробностях, поэтому и с виноградом были знакомы.
Изображается городецкий виноград разными способами:
Какой бы способ не выбрал художник несомненно одно: городецкий виноград всегда выглядит нарядно и празднично:
Еще одна роспись, которая приходит на ум при упоминании винограда это наша знаменитая хохлома. Возможно, кого-то удивит, что виноградные мотивы в ней есть. Ведь гораздо привычнее видеть рябину или клубнику и малину в исполнении хохломских художников. Но оказывается виноградная тема присутствовала в хохломе с давних времен.
Вот например, старинные образцы:
А это уже более современные изделия:
Восхищает своей изящностью рисунок Г.П. Матвеева, стоявшего у истоков развития семеновской школы хохломской росписи, внесшего огромный вклад в становление хохломы, как высокохудожественного направления народного искусства.
И здесь снова виноградные гроздья, которые в последствии украшали хохломские изделия:
Чего только нет в наших народных промыслах, стоит только присмотреться внимательнее и вам откроется целый диковинный мир, способный обогатить душу и обрадовать сердце!
Спасибо всем, кто прочитал статью!
С уважением, Галина.