На днях папа забрал себе прямо с мольберта недописанную картину. Это не в его правилах. Обычно он хвалит и критикует одновременно. И "давай, давай, работай!" А тут ... увидел и со словами : "Это МОЁ! Больше не трогай ее!" велел не прикасаться. Хотя она не дописана еще...
Я пристала, как "банный лист":
- Почему? Что ты чувствуешь, глядя на нее?
- Откуда я знаю?! Знаю, что "Моё" и всё.
Потом подумал, и послал найти и прочитать стихотворение Заболоцкого про некрасивую девочку.
- Вот такое я чувствую. Щемящее что-то.
Н. Заболоцкий
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
И вот хожу я, хожу уже несколько дней. А они - стихи эти - крутятся у меня в голове, и крутятся...Каким же чувством связаны эти строки и эта картина?
Девочка беспечно счастлива пока не пришла Оценка. Пока она не сравнила. Или ее не сравнили вслух...Оценка делит на: плохо и хорошо, добро и зло, красиво и некрасиво, до и после...Мир делится на 2 противоположные половины.
В картине верх отражается низом, верх равен низу, симметричен. Половинки не противоположны, а равны. Белое соответствует белому, черное - черному....У всего есть пара, симметрия.
Быть может, ответ на " что есть красота
И почему её обожествляют люди? " - это и сосуд и огонь?
Когда внешнее равно внутреннему.
Когда содержание равно форме.
Быть может, это и есть мерило красоты? Когда противоположности отражают-выражают друг друга?
И тогда, наконец, 2 половинки соединяются в 1. Единое, целое. И нет больше оценки. Ведь оценивать нечего - все равно.
А про некрасивую девочку... Чтобы не было так грустно...Когда идешь, и каждый свой шаг оцениваешь по сравнению со своим же предыдущим, и видишь, что идешь верной дорогой....то оценка других становится не важна. Да, ты знаешь, что тут еще слабовато, это еще не идеально, но ты САМ видишь, НАСКОЛЬКО ты вырос. И ты перестаешь сравнивать себя с другими. Ты просто идешь и идешь... и возвращаешься к "младенческой грации души", когда все едино.
Картину назвала "Целый мир".
Спасибо,
Мария Иванова