Одна знакомая мне творческая личность говорит: «Я боюсь сойти с ума». А другая коллега по творчеству однажды сказала: «Я не хочу быть гением. Я читала биографии великих художников, они же все тронутые. Для меня это слишком большая цена.»
Вопрос безумия трогает творческих людей. Особенно тех, для кого творчество – профессия, ведущая деятельность. Я регулярно слышу, что творческие люди всерьез за целостность своей крыши беспокоятся. Можно порассуждать на эту тему последовательно.
Творчество – процесс иррациональный, то есть он происходит в той части личности, которая находится за рамками рассудка, в прямом смысле слова б е з ума в привычном смысле слова. Татьяна Черниговская крутой специалист по мозгу, она в выступлении «Мозг и творчество» ярко и понятно это рассказывает. Приведу такую аналогию. Наш ум – это такой компьютер, в который поступает информация что делаем, что переживаем, там она как-то обрабатывается, анализируется, систематизируется, выводы делаем. Ну, как в компьютере, понятно. И в основном мы сидим за этим компьютером и через него работаем. Но творчество – это когда такая отвлеклась от компьютера и на бумажке что-то чиркаю. Активность есть, но «компьютер» ее не видит. А потом раз – и что начиркала в компьютер переношу. «Оп, откуда взялось?» - думает компьютер. И с непривычки начинает волноваться, что и без него обойдутся. И для верности, что бы его не забросили, начинает пугать: «А не сходишь ли ты с ума, дорогуша?». Если говорить языком психологии, один из самых страшных страхов нашего Эго – это потеря контроля. Творчество иррационально, и рацио в этот процесс может быть не включено или включено частично. Как реакция Эго – страх. Раз уж у человека работа такая туда-сюда шмыгать, то в мышление, то во вдохновение, видимо, возникают опасения в одном месте остаться.
По моим наблюдениям, такие опасения возникают на определенном этапе – на этапе становления профессионального творчества или когда происходит творческий рост, скачок, и объем взаимодействия с иррациональной частью увеличивается.
Творчество как жизнь, невозможно без умения сотрудничать со своей иррациональной, запредельной от ума частью. И страх безумия для меня – маркер, что именно этот процесс «отладки» взаимодействия на данный момент у человека происходит. Потом процесс налаживается, ум привыкает, «убеждается» что никто его не бросает, по-прежнему нужен.
Я помню, как сама проживала этот этап. Мне помогло то, что как раз в этот период я доучивалась на клинической психологии и мы ходили на практику в психиатрическую больницу. У меня была возможность в реальности посмотреть на то, чего я так боюсь. «Сумасшедшие», то есть душевно больные люди в клиническом смысле этого слова – это обычно не «другие чем нормальные» люди. Это, сильно упрощая, люди «слишком нормальные». Те, у кого какой-то части нормальности запредельно много. У всех есть немного контроля. Побольше контроля – это противный зануда, с акцентуацией характера, что называется. Офигенно много контроля – мания преследования, например. То есть речь идет о нарушении работы сознания, а не его отсутствии. То есть другой совсем процесс, чем «творческое сумасшествие».
«А если я не психолог, а просто творческий человек, а страх такой есть, то что делать-то?» - может возникнуть у вас резонный вопрос.
Первая часть – убедиться, что вы не одиноки в подобных переживаниях. На этом принципе многие психологические группы поддержки построены. Не важно, будете ли вы разбираться со своим страхом при чьей-то помощи или самостоятельно, это понимание само по себе целительно. Вместо «нечто исключительно ужасное происходит только со мной», оказывается, что это бывает, неприятное, но нормальное явление, не я одна такая. Раз я все это так последовательно описала, понятно, что страхом сумасшествия в творческой среде никого не удивишь, так что, можно считать, обычное явление.
После того, как мы перестаем шарахаться от самих переживаний, у нас появляется ресурс спокойно приглядеться, что за картинка стоит за этим страхом. Что такого может случиться? Так ли это плохо? Какая вероятность, вообще, что это произойдет? Это вообще к творчеству отношение имеет или нет?