Как и куда спрятать чувства?
Все наши тайны и шифровки — родом из детства. Вспомните свою юность?! Мои 90-е-00-е были замечательными: мы разговаривали друг с другом на несуществующих языках, понятных только нам, писали зашифрованными символами, зарывали в землю «секретики».
С тайным смыслом были не только игры и увлечения, но и украшения: на пике популярности были браслетики и подвески с частями сердца, разделенного надвое — по половинке каждому в знак нерушимой дружбы, кулоны в виде сердца или капсулы с запрятанными внутрь фотографией или текстом…Какие-то из подобного рода «побрякушек» смысла не несли никакого, но, взглянув на них сейчас, задумаешься об обратном…Так, например, пружинки для волос сейчас выглядят как инопланетные капсулы с зашифрованной тайной, которая должна была или еще только спасет этот мир, а кулоны с глазом и вовсе были с каким-то неземным присутствием…
Ювелирные украшения всегда были подтекстом тех или иных чувств, которые даритель проявлял к объекту внимания. Любовь, обожание, уважение, скорбь, разочарование — сигнал понятный, но слегка расплывчатый. Если же послание должно было иметь конкретную трактовку, его шифровали. А как?! Ох, уж над этим наши предки старались изрядно, оставив будущим поколениям примеры идеальных драгоценных шифров.
Романтический период викторианской эпохи (конец 18 – начало 19 века) стал пиком моды на зашифрованные драгоценности. В эпоху Романтизма мир распался на две противоположные части: земная жизнь и бессмертие, рай и ад, прошлое и настоящее, обыденное и идеальное. Изменилось и понимание личности, в основе бытия теперь стояло не общее, а сугубо индивидуальное. Человек эпохи романтизма был загадкой, бунтарем, бросающим вызов всем и вся, но, тем не менее, прячущим от посторонних свое, сокровенное. Не удивительно, что именно в эту эпоху активизировались зашифрованные в ювелирных украшениях послания.
Одним из способов шифровки была технология, назовем это так, «Lover's Eye» или «драгоценные глазные миниатюры». На слоновой кости или плотной бумаге акварелью писались миниатюрные глазные портреты возлюбленных, которые впоследствии ювелирами оформлялись в браслеты, броши, кулоны, перстни, медальоны, в которых владельцы не боялись «выйти в свет», ведь кто изображен на данном украшении, было известно лишь его заказчику.
На подобного рода драгоценностях, конечно, изображались не только глаза, но и другие черты лица и тела. Такие украшения позволяли сохранять анонимность отношений, ведь даже попадись они на глаза общественности, никто бы не догадался об объектах влюбленности. Конечно, в ход шли множество догадок, но крайне сложно было узнать наверняка личность человека по одной лишь его не столь запоминающейся на первый взгляд черте.
Практически параллельно моде на драгоценные миниатюры частей лица и тела возлюбленных, шла мода на «траурные украшения». Вспышкой этого течения можно считать смерть любимого мужа королевы Великобритании Виктории — принца Альберта. Вместе с потерей королевой любимого в ювелирной моде середины 19 века стал преобладать черный цвет, мрачные вставки: гагат, оникс, черное стекло, черная эмаль; броши, браслеты и медальоны с «секретами» — прядями волос утраченных близких, гравировка на внутренней шинке колец с цитатами из Библии, молитвами и трогательными надписями. Во вкусы той эпохи вошел траурный этикет, который отвергал цветные камни и бриллианты, преимущественным к ношению был матовый гагат, который был объявлен официальным траурным камнем Англии. Также одним из правил траурного этикета было ношение украшений, которые принадлежали умершему.
Крайне символичными и популярными были и украшения в стиле «Акростих». Их ввели их в моду также крайне знаковые персоны — Наполеон Бонапарт и Жозефина Богарне. Наполеон был безумно влюблен в Жозефину, а она, кроме всего прочего, любила ювелирные украшения, которыми ее коллекции пестрили. И, так как большую часть своего брака влюбленные проводили в разлуке (большая политика, войны, постоянные отъезды, даже их «медовый месяц» продлился всего-то 2 дня), Наполеону приходилось выражать чувства на расстоянии посредством драгоценных подарков с зашифрованными в них посланиями. И в этом ему помогали «украшения-акростихи» и парижский ювелирный Дом «Chaumet».
Украшение в стиле «Акростих» — это драгоценности, зашифрованные начальными буквами драгоценных и полудрагоценных камней, соединяющихся друг с другом в браслетах, серьгах или других изделиях приемлемой длины. В таких украшениях зашифровывали имена детей, мужей, знаменательные даты, сокровенные фразы и так далее. Правда, здесь был один минус — приходилось руководствоваться правилом — «краткость – сестра таланта». А…, есть и еще один минус — при детальном рассмотрении украшения послания все-таки можно было отгадать, ведь система шифрования, да и сами названия камней, были известны большинству людей.
Еще одним интересным ювелирным явлением, пусть и не в сфере драгоценных шифров, но в символичных украшениях, стал российский ювелир и бренд Фаберже, а точнее, его украшения «пасхальные яйца», которые изготавливались для российской императорской семьи. Знаменитая серия декоративных яиц (всего их было 50) до сих пор представляет собой интерес со стороны не только ювелиров, но и представителей искусства, ведь в каждом таком драгоценном изделии — свой секрет, будь то крошечная копия королевской короны, лебедь с действующим механизмом, миниатюра дворца, выполненная из золота, миниатюры портретов членов королевской семьи, копия королевской кареты, любимые цветы императрицы и многое другое. Одним словом — чудо ювелирной мысли и, конечно, больше, чем просто украшения.
Одной из популярных схем драгоценных шифровок прошлых столетий можно назвать и «язык цветов». И свою популярность он обрел, благодаря вошедшим в моду в викторианскую эпоху книгам, посвященным этой тематике.
В середине 19 – начале 20 столетия «язык цветов» — на пике востребованности и привлекательности. В этот период цветами было украшено практически все в быту и внешнем облике человека, они были отражением хорошего вкуса, и даже сам аромат цветка имел под собой множество значений, которые человек, увлеченный и модный, должен был распознавать.
Освоить язык цветов мог, в принципе, каждый — для этого существовали специальные словари. Цветочные шифры, конечно, проще всего было передать и посредством живых экземпляров, но ювелирные — не засохнут, не выцветут и сохранят в себе свои чувства и тайны на всю жизнь. Подарил любимой драгоценную орхидею — подчеркнул ее женственность, тюльпан — намекнул на излишнюю гордость, фиалку — рассказал о присущей скромности и так далее. Просто, лаконично и со вкусом…, которым представители викторианской эпохи явно были наделены…Слава богу, что в те времена их мыслям не мешали всевозможные гаджеты и социальные сети. Приводить ювелирные примеры «языка цветов» не имеет смысла — они повсюду, ведь бОльший процент ювелирных украшений был и остается с цветочными и растительными мотивами. И стоит призадуматься и приглядеться к тем украшениям, что вам дарят, быть может, это не просто бутон розы на кольце, а явный символ любви, и не просто лилия, а признание в вашей красоте и тому подобное. Словарь с «языком цветов» и сейчас бы вполне пригодился!
Татьяна Щапова