С Рождеством христовым!
Сегодня хочу немного поделиться тем, как отмечались зимние праздники в дореволюционной России в царской семье и их приближенными, и какие вообще зимние развлечения были в то время. Что было общего, и что отличалось от наших современных традиций, и что можно позаимствовать и сейчас.
Хоть это было совсем недавно по меркам истории, но есть много общего и одновременно много разного в новогодних традициях. Например, Рождество праздновалось раньше Нового Года. Да, и слово «праздновалось» не совсем уместно: Рождество в то время было религиозным праздником и отмечалось ночным молебном. И по сути все. Речь идет о высшем свете, в деревнях простые люди проводили еще колядки и т.д.
Ситуация изменилась, когда будущая императрица Александра Федоровна (жена Николая I) привезла из родной Германии традицию устанавливать и украшать елку, чему радовались все члены семьи и даже прислуга во дворце. Об этом еще будет сказано.
Новому Году уделялось еще меньше внимания. Общее с нашим праздником это то, что и тогда и сейчас было принято подводить итоги года. Некоторые даже не дожидались 12 часов ночи, а ложились спать, и только утром 1 января поздравляли близких с началом года. Ситуация кардинально поменялось в советское время, когда Новый год стал главным праздником, а про Рождество практически забыли.
И шампанское тогда никто не ассоциировал с Новым Годом. Да, оно считалось аристократическим благородным напитком, но в новогоднюю традицию оно вошло крепко только в советское время (каждой советской семье по бутылке советского шампанского). В царское же время на стол подавались и другие напитки, явного приоритета в сторону игристого не было. А вот чокаться хрустальными бокалами — это наша традиция, введенная Александром II.
В то время череда зимних праздников сопровождалась каникулами (с Рождества по Крещение 25 декабря-6 января), даже фабрики не работали в эти дни. Почти как у нас сейчас только с небольшим сдвигом.
И что мы обычно делаем в эти выходные — ходим в гости почти как и сто лет назад: в последующие три дня после Нового года полагалось посещать всех своих знакомых, причем считалось большее почтение оказано, если визит проходил в первый день. Могли даже обидеться те, кого посетили в третий день нового года.
При Петре I появилась традиция в качестве декора использовать еловые венки и ветки на Новый Год. А устанавливать целые ели, как было сказано выше, при Александре Федоровне на Рождество. Причем их было несколько в царской семье (у императрицы, у императора, у цесаревича, у других детей императорской семьи, у великих князей, отдельно для приближенных и даже у прислуги была своя ель). Царская семья была всегда не маленькая, и таких елок могло быть много.
Чернышов А.Ф. Рождественская ёлка в Аничковом дворце, 1848
Их устанавливали на столы с подарками, что нам немного странно. Мы то привыкли ставить на пол ель. И обычно ели ставили в одном зале, в который запускали всю семью сразу — это был сюрприз для всех, особенно для детей. Сопровождалось это вручением подарков.
Еще ставили приватные елки в личных апартаментах императрицы и на детской половине.
В альбомах вдовствующей императрицы Марии Федоровны сохранилась фотография из ее апартаментов с елкой, установленной на полу. Хотя стол для подарков все-равно расположился рядом. Мария Федоровна в свое время приняла очень резкое решение — не жить вместе со своей невесткой. Поэтому необходимости ставить целый лес елок с большим количеством подарков у нее отпала.
Украшали ели съедобными подарками в основном: мандаринами, красивыми яблоками, позолоченными орехами, скорлупками с конфетками, кулечками со сладостями, французскими сюрпризами. Например, в таких балерин прятались конфеты или какой-нибудь незначительный презент.
Стеклянные елочные шары, которыми в основном сейчас мы украшаем наших хвойных красавец, были редкостью — они только набирали популярность и были очень дорогими. Отечественные же игрушки из стекла стали изготавливать в Первую мировую войну в Клину, переняв опыт у пленных немцев.
А вот был популярен дрезденский картонаж. И он не имеет ничего общего с тем советским односторонним плоским вариантом, который, наверняка, знаком любому взрослому. Дрезденский картонаж был объемным, достигалось это искусным склеиванием нескольких деталей.
Прототипом привычной нам гирлянды огней в те времена служили свечи. Их прикрепляли к ветвям либо при помощи воска, либо при помощи проволоки с противовесом, а позднее появились и зажимы. Еще одним декором на елке были хлопушки. В них также прятались небольшие сувениры — носовые платочки и прочая мелочь.
В наше время сколько сложено шуток и анекдотов про елку, выброшенную 1 мая. А в царское время елка стояла только три дня (пока проходили визиты). Затем елки отдавались на «разграбление» детворе: все, что можно съесть, съедалось, остальное раздаривалось прислуге, например, бронзовые подсвечники для свечей. Хлопушки могли и раньше хлопать.
Подобные елки затем стали устанавливаться в учреждениях, которые находились под патронажем императорской семьи, а также аристократия взяла себе на заметку такое развлечение.
В царской семье дарились как и дорогие подарки, так и весьма скромные, например, наборы с орехами, абрикосами, черносливом. Что-то это напоминает на популярные сейчас гифтбоксы.
А вот гадания, которые у нас ассоциируются с Рождеством или Крещением, в царской семье было принято проводить на Новый год.
Чем же еще можно было заняться в этот период? Большинство развлечений связано с активным времяпрепровождением. Видимо, чтобы не замерзнуть :)
Какой же русский не любит быстрой езды? Одним из самых захватывающих и любимым занятием была езда на тройках. Только представьте, как это звучит нелепо в наши дни — снег в Петербурге зимой никто не чистил на улицах, а даже наоборот дворники накидывали его из дворов на мостовые улиц. Дело в том, что перемещаться по снегу на санях гораздо проще, чем по твердому обычному покрытию на колесах. Одна лошадь может передвигать в 3 раза больше груза! А русская тройка развивать скорость до 50 км/ч. Это достигалось тем, что боковые кони скакали галопом, а центральный — рысью. В таком режиме они как бы помогали друг другу и поэтому не так быстро уставали.
Езда на тройках захватывала дух: лихая работа резвых скакунов, развивающиеся ленты на ветру, бубенцы, посвист кучеров, от задетых сугробов и в поворотах снег летит огромными фонтанами брызг в стороны. В царские времена на тройках ездили в основном почтальоны, пожарные, т.е. служивые люди, которым по необходимости надо было передвигаться с большой скоростью на большие расстояния. Обычные же люди катались на тройках не каждый день — на празднествах и свадьбах.
Т.к. по делам службы необходимо быстро и без происшествий добраться из пункта А до пункта Б, то на резвые тройки навешивали колокольчики — что-то на подобие проблесковых маячков в наше время. Да и еще подъезжая к почтовой станции был слышен звон колокольчиков, поэтому сразу на ней начинали готовиться к визиту почтальона, чтобы не тратить ни минуты драгоценного времени. А когда условно «гражданские» катались на тройках в свое удовольствие, появилось большое количество жалоб от смотрителей почтовых станций на фальстарт. И тогда запретили вешать колокольчики всем, кому ни лень. Но русский народ не растерялся и вместо колокольчиков стал вешать бубенцы. Причем вешали бубенцы уже не по одному, а целыми комплектами (они часто отрывались и терялись по дороге), подбирая по мелодичности друг к другу. Появились целые мануфактуры, занимающиеся выпуском бубенцов.
Айвазовский И., «Исаакиевский собор в морозный день», 1891
Устраивали на Неве кроме этого самые настоящие скачки.
Авнатамов А.Н., Брезе Н.К, «Бег на императорский приз рысистых лошадей на реке Неве в Санкт-Петербурге», 1859
Шарлемань А. И. «Бег троек на Неве в Петербурге», 1859
Как можно заметить по этим литографиям трибуны для зрителей устанавливали по бокам от импровизированного ипподрома. Кстати, участвовать в забегах могли простые мужики на наравне с дворянами. И даже иногда им удавалось побеждать.
Там же на Неве устраивали с 1985 по 1910 года ледовый трамвай. Во время первых самолетов, первых автомобилей самый первый электрический трамвай в России был пущен прямо по льду: электрические столбы и железнодорожный путь вмораживались прямо в лед реки. Организаторы этого «речного» сообщения преследовали другие цели, но для горожан Петербурга это стало своего рода аттракционом стоимостью в 3 копейки. Скорость могла быть не более 20 км/ч, и один вагончик вмещал в себя 20 пассажиров.
Еще одним динамичным занятием были ледяные катальные горки, послужившие прототипом знаменитых американских или русских горок.
Катание с гор на Неве. Художник М.-Ф. Дамам-Демартре
Обычно катальные горки сооружали из дерева — лестницу для подъема, площадку вверху и сам спуск с дорожкой. Их высота могла достигать 12, 17 и даже 26 метров! Затем укладывали вырезанные изо льда реки глыбы льда. Эти кубы затем уже поливали водой, сращивая с основанием и заполняя зазоры между кубиками льда. Из-за таких гигантских размеров путь по дорожке мог достигать 100м. Поэтому для удобства устанавливали две горки параллельно друг другу, чтобы скатившись по одной, можно было сразу подниматься на вторую.
Площадку на верху украшали елочками и флагами, а по вечерам зажигались огни. В более поздние годы стали устраивать там беседки с шатрами, стилизованные под китайский колорит.
Участвовать в этом аттракцион могли все сословия, главное заплатить за вход 1 копейку. Кататься можно было как самому (на своих двоих, на дощечках), так и в санях с катальщиком (по сути это кучер, который усаживался позади пассажиров, чтобы не мешать панораме, открывающейся перед ними).
Кроме этого катания были еще и катки. Особенно пользовался популярностью общегородской Юсуповский сад. Он славился качеством своего покрытия: лед намерзал на естественном водоеме и поэтому иногда трескался, эти трещины замазывали мокрым снегом и каждый день поливали водой весь каток. Кроме того, здесь праздновались Рождество и Новый год, устанавливалась елка и электрическая иллюминация. Именно в Юсуповском саду зародился первый спортивный клуб конькобежцев в России, здесь регулярно стали проводить соревнования в дисциплинах: фигурное катание, скоростной бег — вокруг островов пруда. Были и еще пара дисциплин, непонятных нам, это бег со «стульями» — нужно было катить даму, усаженную на специальный стул (возможно, на гравюре ниже в левом нижнем углу что-то похожее) или бег «голландским» шагом — парное выступление под музыку.
Бег «голландским» шагом
Кроме Юсуповского сада, катки появлялись по всему городу. Например, какое то время был популярным каток в охраняемом Таврическом саду среди высшей знати Петербурга — прокатившаяся волна терроризма заставляла ограничивать императорскую семью в общении со своим народом. Попасть можно только по билету, выдаваемому гофмаршальской частью Министерства императорского двора с соизволения императрицы. Туда стремилась попасть не только светская молодежь, но и уже почтенные люди. Часто там между делом решались деловые вопросы (как примерно в наше время на поле для гольфа).
На нижнем фото император Александр III с уже взрослыми своими детьми и их друзьями. На фото сверху слева — еще малолетние дети Александра III, в том числе и Николай II, а справа вверху — дочери уже самого Николая II.
Обратите внимание на изогнутые палки в руках — это клюшки. Раньше такими играли в хоккей и не с шайбой, а с резиновым мячом.
Коньки в ту пору представляли собой отдельный элемент, который крепился к обуви при помощи гвоздиков для подошвы и винта для каблука. Поэтому на фото можно заметить, что надевались коньки и на ботинки, и даже на сапоги.
Зимой 1911 года в Петербурге открылся ледовый дворец (Дворец теплых льдов или Ice Palace), предназначенный для катания на коньках круглый год на Каменноостровском проспекте. Обошлось такое сооружение больше чем в полмиллиона тех рублей.
Еще одно динамичное занятие того времени — это балы, маскарады и музыкальные вечера. Но о них будет следующая статья.
Самым спокойным развлечением зимой для высшего света было посещение театра. Зимние сезоны были весьма насыщенными. Летом театры не работали, к слову сказать. Чуть ли ни каждую неделю состоялись премьеры новых постановок. Можно было посещать театр хоть каждый день кроме выходных и церковных праздников. Театр 19 века становится по сути светским клубом. Обычно аристократы имели абонемент, а ложи вообще было положено снимать не только на весь сезон, но даже всю целиком для себя и своей семьи, а не отдельное место). С обилием спектаклей и премьер очень была востребована должность суфлера. Популярность театра объясняется тем, что уже сформировалась русская театральная актерская школа и балетная уже профессиональные и известные даже за границами России. А также композиторы такие, как Чайковский П.И., или театральный драматург Островский А.Н., или декоратор Васнецов В. Все, что было связанно талантом этих людей, и создавало русский театр.
Зичи М. А. Спектакль в Большом Московском театре
А. Александровский. Парадный спектакль в Большом театре по случаю коронования императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны
Интересно то, что молодые великие князья обычно находились не в царской ложе вместе с императорской семьей, а немного в стороне в другой ложе вместе со своими воспитателями.
Странным правилом этикета было то, что аплодировать в театре могли только мужчины. Женщинам было неприлично так демонстрировать свое одобрение. Даже делиться своим мнением об игре актеров женщинам не положено. В принципе, этикет (не только театральный) требовал от женщины быть не эмоциональной. Например, улыбаться, демонстрируя зубы, было неприлично. Спасал от этого веер.
Сейчас, если бы мы пошли в театр, то нам не пришло бы в голову перекусывать в зале. Для этого есть буфет. А в 19 веке это было вполне уместно, хотя буфет тоже был. Вот несколько выдержек из Свода правил поведения в театре:
«7. Дамам вообще лучше не выходить из лож или из партера, но если уж очень жарко, то они могут прогуляться со своим кавалером в фойе; одна же дама туда идти не может. В ложу можно принести мороженое или прохладительное питье, но в партер этого не делается. Можно привозить с собою конфеты и освежающие лепешки, так же как одеколон во флакончике, но употребление мятных и других сильно пахучих лепешек следует избегать, так как запах их может быть неприятен окружающим.»
А это из правил Большого театра:
«Если вы чистите апельсин, или берёте конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже тогда, если вы и не знакомы с ними. Кроме того, светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу спектакля, а также осведомиться, не желают ли они какого-либо прохладительного напитка, фруктов, конфет и в случае утвердительного ответа с их стороны немедленно доставить требуемое.»
Это хоть и звучит дико, но имеет и вполне логическое объяснение: обычно за вечер проходили по три спектакля (один крупный и действительно стоящий и каких-нибудь два проходных водевиля), поэтому посещение театра занимало много времени, вполне можно успеть и проголодаться. Кстати не обязательно было присутствовать на всех трех спектаклях. Можно было уйти или придти в любое время. Привычное правило третьего звонка появилось достаточно поздно.
Кстати, а Вы знали, что этих звонков три, потому что с античных времен так сообщалось о начале действа на сцене - троекратным звуком труб, барабанной дроби или фанфар.
Развитие техники, особенно железных дорог, привело к тому, что необходимость в почтовой службе (станции, кучера на тройках, о которых мы говорили выше) отпала на маршруте Москва - Петербург, а это был основной почтовый тракт. И литейным мануфактурам стало нечего делать. И чтобы как-то снабдить работой мануфактуры, занимающиеся выпуском колокольчиков, придумали переориентировать их на производство колокольчиков для бытового использования (домашние для вызова прислуги и канцелярские - для судов, военных ведомств и других контор). Так колокольчик и попал в театр, где стал сообщать зрителям о начале спектакля.
Надо сказать, что большинство развлечений были характерны как аристократам, так и простым людям (горожанам так точно). Это касается елки, катальных горок, катков, разве что балы были занятием для привилегированных. Даже знать не всегда могла попасть на такое мероприятие (например, для русского бала 1903 года было обязательное условие наличие роскошного костюма, который не все могли себе позволить, и поэтому им приходилось отказываться от приглашения). Кроме того в каком-то смысле на этих общегородских площадках уравнивались сословия, и пропасть между ними становилась меньше: люди разных происхождений могли кататься на одном катке или на одной ледяной горке, или даже посостязаться в кубке императора.
А еще стоит отметить то, что по правилам того времени молодые люди практически не общались с девушками (как в высшем свете, так и в деревнях. Юные барышни вообще не могли никуда пойти без сопровождения матери, подруг или воспитательницы. А о том, чтобы заговорить с кем-то прямо на улице, и речи быть не может. В наше время, к сожалению, чаще всего мужчины обречены на отказ от знакомства, если такая мысль придет им в голову. Если бы мой муж попытался познакомиться со мной на улице, то шансов у него не было бы никаких это уж точно. Мой ответ был бы: «Ой, нет, нет, извините, я очень спешу» :)
Тогда обязательно кто-то из знакомый должен представить молодого человека юной особе. И подобные забавы представляли из себя некоего рода смотрины. Барышни надевали на себя самые дорогие шубы. На катке даже допустимо было флиртовать, можно было кататься парами. А на ледяных горках обычно скатывались попарно, поэтому даже прикасаться коленями друг к другу можно было. И как от всего этого трепетало сердце у обоих?!
Фредерик де Ханен. Катания с гор, 1912
А что вам показалось наиболее странно или забавно в том, как дворянство проводило зимние праздники и всего-то каких-то 100-150 лет назад? Почувствовали ли вы себя светской дамой, взглянув на свой досуг? :) Поделитесь этим в комментариях.