Товарный знак самостоятельно. Возможно ли?
У Вас есть своё любимое дело и в последнее время Вы всё чаще и всерьез задумываетесь о регистрации своего собственного товарного знака? Это отлично! Вы на верном пути!
Если Вы не знаете с чего начать, а стоимость услуг посредников Вас пугает, то эта статья поможет расставить «всё по полочкам». И будьте уверенны, всё сделать самостоятельно и сэкономить можно, от Вас потребуется лишь чуточку усердия.
Давайте знакомиться?! Меня зовут Дарья. По должности – я специалист по интеллектуальной собственности, по образованию – патентовед.
Вся моя жизнь, начиная с учебы в институте, связана с интеллектуальной собственностью. А когда в моей жизни появилось своё собственное «детище» – компания по производству декоративной и сувенирной продукции, я окунулась в интеллектуальную собственность с головой. Нет, не то, чтобы я сразу стала принимать все меры по защите «интеллектуалки». Совсем нет! Жизнь заставила. Но согласитесь, неприятно, когда бренд, мысли о котором ты сначала вынашиваешь в голове, а затем создаешь и развиваешь, через некоторое время появляется на рынке у конкурентов. Поделюсь своим практическим и профессиональным опытом, может быть и Вам он будет полезным.
Сегодня мы рассмотрим самые популярные вопросы: что такое товарный знак, что он дает своему владельцу и можно ли сэкономить на его регистрации. Постараюсь рассказать все «понятным» языком, не вдаваясь в профессиональные термины.
Итак, часто задаваемые вопросы
- Что такое товарный знак?
Товарный знак (знак обслуживания) – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров (услуг) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Обозначения могут быть самыми разнообразными, но все они классифицируются по видам (рис. 1). Запомните это и определитесь, к какому виду относится Ваше обозначение. Эта информацию необходимо будет указать при составлении заявления на регистрацию.
Рис. 1. Наиболее распространенные виды товарных знаков
- Для чего нужен товарный знак?
В бренд, чтобы он стал популярен, вкладывают огромное количество ресурсов: финансовых и человеческих (разработка, продвижение, реклама,«наработка» имиджа). Любой производитель товаров (услуг) заинтересован, чтобы его продукция отличалась от продукции конкурентов, была узнаваема, поэтому маркировка очень важна.
Кроме того, зарегистрированный товарный знак, даёт Вам определенную монополию и позволяет:
1. Маркировать товары своим обозначением, не опасаясь претензий от конкурентов.
2. Запрещать использовать это обозначение другим игрокам на рынке (при условии, что они используют это обозначение для подобных товаров).
3. Запрещать использовать это обозначение в доменных именах (при условии, что на сайте предлагаются подобные товары ).
4. Запрещать вести коммерческую деятельность юридическим лицам, с одноименным названием (при условии, что данное юридическое лицо образовалось позднее, чем Вы успели подать заявку на регистрацию товарного знака).
Пожалуй, самый важный для любого бизнесмена, это первый пункт. Все остальные пункты, направленные на устранение конкурентов, хорошо сработают только в судебном порядке. Но мы не будем затрагивать эту тему.
- Для чего регистрировать товарный знак, ведь можно использовать обозначение и не платить лишние деньги?
Можно-то, конечно, можно. Но никто не даст Вам гарантии, что после потраченных Вами сил и времени на «раскрутку» бренда, его не зарегистрирует на себя недобросовестный конкурент и не запретит Вам использовать Вашу торговую марку.
В нашей практике был случай. Сотрудничали мы как-то с одной IT-компанией. Однажды приходит от них на электронную почту жалостливое сообщение о том, что недобросовестный конкурент зарегистрировал на своё имя одноименный товарный знак и теперь запрещает им работать под своим фирменным наименованием и оказывать услуги, поэтому компания вынуждена прекратить на некоторое время свою деятельность и сменить название.
Да, такое бывает! Таких недобросовестных конкурентов часто называют «патентными троллями». Они целенаправленно идут на регистрацию обозначения, схожего с обозначением конкурента. Их цель не столько развитие собственного бизнеса, сколько предъявление претензий и получение компенсации от добросовестного игрока на рынке. В этом случае, закон, к сожалению, на стороне «патентных троллей» и придется либо заплатить и заключить лицензионный договор на использование товарного знака, либо «купить» этот товарный знак, либо выплатить компенсацию и прекратить свою деятельность и использование спорного обозначения.
- Сколько стоит регистрация товарного знака.
Для регистрации товарного знака необходимо оплатить несколько патентных пошлин. Самая минимальная сумма, в которую Вам обойдется самостоятельная регистрация товарного знака, если Вы будете подавать заявку на бумажном носителе – это 33 000 рублей. Может выйти и больше (расскажу от чего зависит в следующей публикации), но меньше – нет.
Это обязательные платежи, которые идут в казну. И если Вам кто-то предлагает завтра же зарегистрировать товарный знак и называет сумму, в которую Вам обойдётся это удовольствие, явно меньше 33 000 рублей. Будьте уверенны, либо перед Вами мошенники, либо эти люди, мягко говоря, лукавят.
Конечно, названная сумма, особенно для малого бизнеса, не так уж и мала. Но Вы, всё же можете сэкономить, если подадите заявку на регистрацию товарного знака самостоятельно в электронном виде. В этом случае, размер патентных пошлин уменьшается на 30%.
Для этого Вам понадобится электронно-цифровая подпись (ЭЦП). В этом случае, минимальная сумма за регистрацию товарного знака составит 23100 рублей.
Вы можете мне возразить, что получение ЭЦП тоже стоит денег. Да, конечно, отвечу я Вам. Но! Получение этой ЭЦП с лихвой окупается только подачей одной-единственной заявки.
Например, при подаче своей первой заявки на товарный знак, нами была заказана ЭЦП (собственно, для этого она и заказывалась). Обошлось дороговато – 7000 рублей. При подаче заявки в электронном виде, все затраты на оплату пошлин составили 24 850 рублей, а если бы заявка подавалась на бумаге, то заплатить было бы необходимо 35 500 рублей.
Большинство предпринимателей уже имеют ЭЦП и очень активно ей пользуются, например, для электронного документооборота, бухгалтерской и налоговой отчетности, не выходя из дома и не тратя время на очереди. А как Вы знаете, самый драгоценный ресурс для предпринимателя – это время.
- Сколько времени займёт регистрация товарного знака?
По регламенту, на регистрацию товарного знака отводится 12 месяцев. «ОГО!» – воскликните Вы. Да, именно, так. Но, к счастью, это только по регламенту. В нашей практике, самая быстрая регистрация товарного знака, была осуществлена через 4,5 месяца.
Свидетельство о государственной регистрации на свой самый первый товарный знак, мы получили за 7,5 месяцев. И только потому, что сделали по неопытности «глупую» ошибку и потеряли время.
А что же происходит с заявкой на регистрацию товарного знака за это время? Отвечу. Материалы заявки проходят стадию экспертизы: сначала формальной, на соблюдение всех условий к оформлению, а затем экспертизу заявленного обозначения. Это серьезная процедура. Проводит её государственный эксперт по базам данных. И, уверяю я Вас, на этот срок повлиять никак нельзя. Нельзя позвонить и «договориться» с экспертом. И если Вам предлагают срочную регистрацию товарного знака, это может говорить лишь об одном: да, может быть документы и составят в самые кротчайшие сроки, но на срок экспертизы это не повлияет.
Правда есть один выход. Если Вы хотите ускорить проведение экспертизы, Вы можете попросить об этом официально, направив соответствующее письмо и оплатив соответствующую патентную пошлину в размере 94 400 рублей. В этом случае регистрация товарного знака займет всего 2 месяца, а общая сумма затрат составит 115 900 рублей.
Решите для себя, что для Вас экономически выгоднее: подождать 5-7 месяцев, либо заплатить.
- Могу ли я получить свой товарный знак?
– Можете, но только в том случае, если Вы имеете статус индивидуального предпринимателя или юридического лица.
- А если я не имею статус ИП?
– Тогда не можете...
Некоторые посредники предлагают услуги регистрации товарного знака на физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Заявляя, о том, что: «мы срочно подадим заявку, а Вы потом зарегистрируете ИП». Считаю, что это всё «от лукавого». Есть большая вероятность, что что-то пойдёт не так: налоговая в этот день будет закрыта, на улице выпадет тройная норма осадков или случится какой-то коллапс, который воспрепятствует подаче документов.
Кроме того, в законе, а именно в ст. 1492 ГК РФ, четко регламентировано, что «Заявка на государственную регистрацию товарного знака (заявка на товарный знак) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (заявителем)».
Будьте уверены, если Вам откажут в регистрации товарного знака, никто Вам денег не вернет. Кроме того, Вашу регистрацию могут оспорить, и тогда Вы потеряете не только деньги, время, но и бизнес.
Краткий вывод
Ну что ж? Если я не напугала Вас трудностями. Если Вы уверенны, что твердо «стоите на ногах» и готовы заявить о себе, как о производителе товаров или поставщике услуг, тогда только вперед!
Моя цель — дать Вам практические знания!
В следующей публикации я подготовлю для Вас материал и покажу на примере, как провести проверку своего обозначения на уникальность. Как понять, можно ли зарегистрировать обозначение, которое Вам необходимо, или этому что-то препятствует?
Если эта тема для Вас актуальна, напишите в комментариях. Отвечу на Ваши вопросы.
Ну а теперь, домашнее задание, как же без него?
У Вас, конечно же, есть своё обозначение, которое Вы хотите зарегистрировать в качестве товарного знака.
Определите, в соответствии с рис. 1, к какому виду обозначений оно относится.
Ответ напишите в комментариях, и может быть, именно Ваше обозначение мы проверим в следующей публикации на уникальность.