Дорогие друзья,
Мне всегда хочется делиться с вами интересной информацией и фактами, касающимися различных областей искусства. В частности, в моем блоге вы можете найти рассказы о поэтах, стихи, интересные повествования итальянского скульптора, фотоработы, и так далее.
Сегодня тема, которая меня заинтересовала - это итальянская ювелирная техника, которую сами итальянцы называют "Commesso Fiorentino" или "Pietra Dura". Прошу не путать с различными традиционными техниками изготовления муранского стекла, а также с техникой создания украшений из кусочков цветного стекла в виде мозаики (millefiore) и более старинной техники - микромозаики.
Речь пойдет о древнем искусстве создания мозаики в технике «Сommesso Fiorentino» из полудрагоценных природных камней, которое существует во Флоренции с романского периода и возникло на основании техники византийской инкрустации. Развитие и новый импульс техника "Comesso Fiorentino" получила в эпоху правления семьи Медичи, когда она была доведена до совершенства мастерами фабрики Opificio, а созданные ими произведения искусства стали называться «опера ди коммеси медичи».
Козимо I сразу же проявил большой интерес к древним драгоценным мраморам и камням, который распространялся на всевозможные эксперименты с драгоценными и полудрагоценными минералами.
В свою очередь, Франческо I призвал известных ремесленников во Флоренцию, а Фердинандо I для осуществления амбициозного проекта - строительства семейного мавзолея - часовни князей в Сан-Лоренцо, должен был обучить рабочих, необходимых для выполнения работ в данной технике.
В 1588 году по приказу Фердинандо I Медичи была создана мастерская, и начато производство и обработка природных полудрагоценных камней на фабрике под названием «Галерея работ», или Opificio (Galleria di'Lavori,совр. — "Opificio delle pietre dure") которая находилась сначала рядом с Уффици, а в 1796 году данное производство переместилось на Виа-дельи-Альфани. Opificio - одна из самых знаменитых художественных мастерских итальянского ренессанса, создающих сложные изделия, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями.
Строительство Капеллы «Cappella dei Principi», находящейся рядом с церковью Сан Лоренцо, началось в 1604 году, а закончилось в 1737 году. Часовня представляет собой первый пример мозаичной инкрустации, целиком выполненной из мрамора и полудрагоценных камней. Именно это произведение искусства прославило Флоренцию, которая стала эксклюзивным центром производства и обработки природных полудрагоценных камней с XVI до XIX века в технике «Commesso Fiorentino». В семнадцатом веке данное искусство также стремительно распространилось по всей Италии, в частности, в Падуе, Модене, Мантуе, где техника инкрустации камнями со временем приобрела еще больший престиж и славу.
Capella dei Principi
Портрет Козимо I Медичи, Francesco Ferrucci
Термин «commesso» происходит от латинского слова «commеttere»: что означает - объединять, соединять. Фактически с помощью этой техники, мастера – художники создают произведения искусства из природных камней, начиная с эскиза, являющегося основанием для мозаики, складываемой из кусочков натуральных твердых камней (халцедон, ляпис-лазурит, малахит и т. д.).
Камни тщательно подбираются по цвету и тонам в зависимости от предмета, который нужно создать. Затем камни вырезаются вручную посредством инструмента с деревянной основой (похожего на лук) и с железной нитью. Обработанные детали мозаики затем склеивают вместе и полируют. Этот процесс требует кропотливости и опыта, и на самом деле, на свете не так много мастеров, которые владеют этой техникой. Но конечный эффект - настоящее произведение искусства, а если говорить о деталях интерьера, выполненных в этой технике, то это искусство превращает интерьер любого дома в значимый, роскошный дворцовый декор. Техника применяется, как для украшения стен, полов, так и для мебели из разных пород дерева. В древности, также, как и в наше время существовало и существует производство украшений в технике “Commesso Fiorentino”.
Ниже представлены старинные и современные работы в технике "Commesso Fiorentino"
Со времен правления Медичи технология "Pietra Dura" была усовершенствована, а первоначальная производственная фабрика с конца 19-го века отошла от производства, превратившись в институт Opificio delle Pietre Dure, который существует до сих пор. Сначала институт специализировался на изготовлении инкрустаций, а затем расширился и преуспел в других смежных областях (каменные и мраморные скульптуры, бронза, керамика).
Из Флоренции техника распространилась в Европе, и, благодаря своей уникальности, ценности и значению, ею овладели наиболее важные мануфактуры Праги, а далее и исторические французские мануфактуры.
Итак, родившаяся и развивавшаяся в Тоскане техника “Commesso Fiorentino” или "Pietra Dura", как и в большинстве областей искусства, была замечена семьей Медичи, которая первой признала уникальность этого стиля и продвинула его, прославив тосканских мастеров на века!
Мне удалось найти две старинные броши, выполненные в технике "Commesso Fiorentino", обе в серебре, полностью ручная работа!
Но сначала, публикую страничку каталога с ювелирными изделиями в данной технике), которые при желании можно найти и купить, пользуясь различными торговыми интернет-площадками)
И мои два антикварных сокровища: одна брошь была найдена во Фьезоле, недалеко от Флоренции - старинное серебро с утонченным рисунком - нежный букетик (19 век), а вторая в Гамбурге, видимо перемещалась вместе с хозяйкой)) - серебро в позолоте с более богатым букетом цветов) - начало прошлого века!
Вот, такая история создания этих украшений!
Надеюсь, вас заинтересовал этот небольшой рассказ, составленный на основе информации из открытых источников)
Заглядывайте, всем рада!
P.S. Я в раздумье, выставлять ли в магазине вторую брошь... даже не знаю...
Ваша,
V.V.