Каждый человек оставляет после себя след. К сожалению, чаще всего это не важные достижения и не великие открытия, а экологический след — мусор, который останется на Земле на долгие годы. Проект «Что останется после меня» создала Ирина Гейнц, художница из Санкт-Петербурга. Чтобы привлечь внимание к проблеме, она сделала обобщенный «портрет потребителя».
В проекте приняли участие 12 самых обычных людей от 16 до 82. Каждый герой проекта сфотографирован в «маске» из фотографий собственного мусора. Из-под нее участники рассказывают о своем отношении к экологии и потреблению.
Татьяна (59 лет) вспоминает советские времена и свои школьные годы, когда дети собирали макулатуру и металлолом на переработку, а проблема с пластиком не стояла вообще: пакетов попросту не было. «А потом поперла «цивилизация» — занавес открылся, и нам показали, как можно жить. Мы дойдем до точки практического невозврата и быстренько начнем исправляться. Другой вопрос — успеем ли. У людей такая логика: зачем я буду напрягаться? Напрягитесь кто-нибудь, а я подумаю. Чтобы совесть большинства проснулась, нужен либо насильственный приказ, либо воспитать поколение, у которых будет другой способ жизни»
Ксения (31 год) пытается донести до коллег и родных, чем вреден пластик, но сталкивается с полнейшим непониманием. Люди не хотят анализировать — например, не осознают, что плохого в бумажных стаканчиках. «Не то чтобы люди тупые, просто не хотят думать. Все идет к упрощению. Техника за нас думает и все делает»
Александр (30 лет) говорит, что разговоры об экологических проблемах не слишком его трогали, хотя городская свалка была видна из окна его дома. В его городе была проблема даже с вывозом мусора, не говоря уж о сортировке. Он уважает людей, которые своим примером мотивируют других делать что-то для природы, но сам не готов к раздельному сбору мусора. «Я из тех людей, которые начнут, когда будет инфраструктура и регламент со стороны государства. Считаю, это правильный путь. Я не задумываюсь о том, какой след оставляю. А если и задумаюсь, это ничего не изменит в моей голове, честное слово»
Марина (28 лет) осознала, как много мусора создает человек, когда однажды ей пришлось выкинуть целый пакет еды. С тех пор она сортирует мусор и сдает всю перерабатываемую упаковку. Она вспоминает, что еще в ее детстве считалось нормальным сдавать бутылки, покупать продукты в свою тару и использовать пакеты по много раз. «А когда в 90-х появился свободный рынок, начался «отходняк»: наконец-то мы можем ничего не мыть, не экономить, а просто потреблять»
Ксения (25 лет) начала с того, что ограничила потребление и стала покупать меньше продуктов — чтобы съедать все и чтобы не приходилось ничего выкидывать. Ее молодой человек поначалу даже думал, что у нее не хватает денег на еду и предлагал заплатить за нее. Но Ксения считает, что потребление — это подмена настоящих потребностей. Каждый хочет быть любимым, и покупка новых вещей или машин дает иллюзию, что за это тебя будут больше любить и уважать.
«Меня беспокоит, что у нас в стране отсутствует забота. В том числе об экологии. Не понимаю, почему государству все равно? У нас инициатива идет от людей, а не от власти, и это безобразие. Возможности раздельно сдавать отходы просто нет. Чтобы не мусорить, ты должен прикладывать такие усилия!»
Сергей (62 года) недавно начал переживать, что даже в нашей огромной стране назрела мусорная проблема. Год назад они с семьей начали сдавать мусор на переработку и осознали, какой огромный след оставляют: за пару месяцев их семья из трех человек производит около сотни килограммов мусора. «Готов ли я менять свои потребительские привычки? Не готов. Мотив сохранить мир, дать возможность другим поколениям жить в нормальных условиях, справедлив. Но он не пересилит привычки покупать и потреблять здесь и сейчас»
Ксения (22 года) негативно относится к слову «потребление» и осознает, какой вред оно приносит. «Потреблять — это значит просто брать. Ты берешь и ничего дальше не делаешь»
Сейчас она не покупает новые вещи — у нее достаточно одежды и ей непонятен шопоголизм. Она сортирует мусор, но осознает, что могла бы делать для экологии больше. Но родители не понимают и этих мер: им кажется странным, что она по несколько недель хранит дома отходы для того, чтобы сдать их на переработку. «Мама была в ужасе: «Они же воняют, ты в каком гадюшнике живешь?» Я сказала, что все мою, а она: «Что?! Еще и моешь?» Это был разрыв, она вообще не поняла — другая парадигма. Они не знают про воздействие пластика, чем это грозит, что он разлагается сотни лет»
Валентин (86 лет) живет один и обходится без мусорного ведра. Он собирает весь мусор в бесплатный пакетик из супермаркета и выкидывает по дороге туда на следующий день. Большие пакеты он вообще не берет — уже долгое время ходит с одним и тем же. «Я не из-за экономии — просто нерационально. Зачем его брать, если тут же надо выбрасывать? А повезут на свалку»
Лариса (49 лет) живет недалеко от леса и переживает за чистоту природы. Они с детьми регулярно убирают мусор, но новый появляется быстрее, чем возможно его собрать. Лариса жалеет, что люди не осознают последствия своих действий и не хотят задумываться об этом. Сама она сдает лампочки и батарейки, но пока не знает, как поступать с пластиком и стеклом — контейнеров для раздельного сбора поблизости нет. «Ты начинаешь с себя, у тебя семья, дети, друзья, на которых ты можешь повлиять, рассказывая, показывая пример. Если в семье ты поменяешь потребительские привычки, то и твои дети уже будут жить по-другому»
Екатерина (41 год) занимается раздельным сбором мусора уже 4 года. Ее семья компостирует органические отходы и сдает перерабатываемый мусор. Они стараются не покупать товары в упаковке, которая не перерабатывается, но иногда могут позволить себе уступки. «Некоторые смотрят на меня, как на юродивую, потому что не понимают, зачем тратить столько усилий. Но в природе же есть биоразнообразие — я стараюсь относиться к людям так же»
Валерий (32 года) называет потребление худшим, но самым простым способом сделать себя счастливее. Он хотел бы изменить свои привычки, но ему не хватает на это времени и сил. Он и сам понимает, что эти причины похожи на отговорки, но не может от них отказаться. «Я живу в коммуналке и не могу по всей комнате раскидать раздельный сбор — это единственная комната. Мне нужен отдельный шкаф, чтобы не видеть это постоянно. Я очень тревожный человек, повышать свой уровень тревожности еще — убиться»
Данила (16 лет) агитирует своих знакомых относиться к потреблению более рационально. Он был в шоке, когда узнал, что в океанах есть целые острова из пластика, и с тех пор старается уменьшить хотя бы свой вклад в загрязнение. Данила осознает, что его семья производит много мусора, и стал собирать пластиковые бутылки, чтобы сдавать их на переработку. Его отец поддержал его начинание, но сам этого не делает.
«Меня волнует невероятное количество пластика, которого становится все больше и больше. Я не знал раньше, что микропластик проникает в среду обитания — мы сами уже им питаемся. Если человек действительно считает себя хозяином природы, он, наоборот, должен ко всему относиться ответственно»
Спасибо за внимание к моей публикации! Делитесь своим мнением в комментариях :)