Друзья, мы так рады познакомить вас с Еленой Негороженко, победителем в номинации «Работа года 2019». Куклы Елены — воплощение нежности, а наш разговор получился невероятно светлым.
В чем кукольные девочки могут привередничать, какой перерыв нужен между созданием работ и как лучше его провести, с чего приятнее всего начинать день и, главное, во что обязательно нужно верить мастеру, Елена расскажет в сегодняшней неспешной беседе.
— Елена, поздравляем вас со званием Работы года! Мы знаем, как дороги Вам все ваши куклы, как тяжело бывает с ними разлучаться — но была ли Уля чем-то совершенно особенной для вас?
— Благодарю Ярмарку Мастеров за оказанную честь! Каждая кукла для меня не просто украшение интерьера, а маленькая личность, воплощение женственности и моей внутренней свободы, поэтому каждая особенна по-своему. Уля — одна из пилотных работ в новой технике «Грунтованный текстиль», и, естественно, была и остается для меня значимой, как любой первый шаг в неизведанное. Кроме того, она получилась очень похожей на меня и внешне, и по характеру, что тоже делает ее особенной, ведь любому мастеру приятно, когда получается отразить в работе свою душу.
— Елена, наш партнер компания ELARI подготовил для вас призы — наушники ELARI Ear Drops и пылесос ELARI Smart Bot Turbo. Расскажите, успели ли уже опробовать подарки? — Благодарю за чудесные подарки! Наушники очень легкие и удобные в ношении, у них качественный звук и долгое время работы. Легко сопрягаются, надежно держат связь с устройством. С управлением всё интуитивно понятно. А умный малыш-пылесос с легким жужжанием убирает квартиру, пока я занимаюсь творчеством. Хорошо проезжает во все ниши, запросто заползает под кухонную мебель и даже на ковры. Выглядит стильно, чистится легко :)
— Расскажите, пожалуйста, в какой эпохе живут ваши куклы, представляете ли вы их характеры, увлечения? — Сложно назвать конкретную эпоху, скорее это микс из разных стилей: ретро, бохо, прованс. Конечно же, я продумываю каждый образ, кем могла бы быть моя девочка, что ей идет больше — облик простой деревенской девчушки или городской барышни. А о ее характере в первую очередь мне сообщает лицо, с него всегда и начинаю творить. Узнаванию образа способствуют так же аксессуары, которые тоже делаются вручную, причем часто в разных техниках: валяние, резьба по дереву, флористика. Все эти техники тоже приходится постигать самостоятельно. Сочетание таких ингредиентов как задумка, материалы, техники, а так же опыт и безумное желание нести миру красоту и дают вкупе уникальность каждой куклы. Ни одна моя работа не повторяется, потому что у меня всегда есть огромное количество новых идей, которые хочется успеть воплотить.
— По образованию вы переводчик, учитель и филолог, а по призванию — мастер по куклам, и занимаетесь этим уже 8 лет. Расскажите, пожалуйста, как прошла смена деятельности, был ли это плавный переход. — Профессию переводчика мне пришлось получить по настоянию моей мамы, она очень хотела, чтобы после окончания института у меня были перспективы и стабильный заработок. А я с детства мечтала стать дизайнером, много лет ходила в кружок кройки и шитья, училась шить одежду, в младшие годы обожала шить куклам наряды и рисовать эскизы моделей. Получается, призвание все же победило. По специальности я так и не смогла поработать, рождение детей и сложные жизненные обстоятельства увели меня далеко от этих профессий, связанных с языками, но зато однажды появились куклы. Так что это была не плавная смена деятельности, а обретение новых знаний и навыков спустя годы. Начав шить кукол я сразу почувствовала, что это мой путь. Мне нравилось, что можно наконец проявить свои рукодельные способности и, кроме всего прочего, оставить миру свои творения.
— Осталось ли что-то в Вашей жизни от первоначальной профессии? Может быть, вы любите читать книги в оригинале или вести мастер-классы? — Осталось только знание языка, поскольку особого интереса профессия переводчика у меня никогда не вызывала.
— Недавно вы переехали из Иркутской области в Тулу. Там, наверное, совсем всё по-другому. Расскажите, пожалуйста, сложно ли было привыкнуть к новому климату и иному пейзажу, повлияла ли смена обстановки на ваше творчество?
— Да, полгода назад я сменила место жительства по личным обстоятельствам, поэтому город не выбирала, так уж вышло. Но Тула мне нравится, интересный, древний город с богатой историей. Климат здесь очень отличается от сибирского, в частности зима довольно мягкая, что для меня, родившейся и выросшей в Якутии и прожившей более 25 лет в городе Иркутске, привыкшей к морозам, конечно же непривычно, особенно не хватает солнечных дней зимой, что порой отражается на настроении, так как я человек, любящий солнечный свет. На творчестве это, надеюсь, не отразится, и я не уйду в мрачный серый стиль, скорее наоборот, хочется добавлять краски и светлые оттенки в свои работы.
— Каждая ваша кукла продумана до мельчайших деталей. Сколько времени уходит на создание одной работы? — Бывает по-разному, от двух до трех месяцев. Большая часть времени уходит на обдумывание образа, на поиск подходящих тканей и деталей. Иногда идея появляется раньше куклы, но чаще приходит в процессе, потому что мои девочки, как и все представительницы прекрасного пола, любят выбирать и капризничать. На ходу порой перешиваются уже почти готовые наряды и меняется образ.
— Мы очарованы нарядами ваших кукол! И знаем, что некоторые ткани вы красите сами. Расскажите, пожалуйста, как вы выбираете материалы, какой набор одежды обязательно будет у малышки?
— Огромное спасибо за комплимент! Ткани это моя стихия, я не перестаю экспериментировать с ними, окрашиваю, состариваю, добиваюсь пластичности. Ткань это бескрайнее поле для творческой личности! Ввиду того, что стили одежды моих кукол подразумевают некую поношенность, я никогда не утюжу и не крахмалю. Материалы всегда выбираю на свой вкус, натуральные, никакой синтетики и дешевых аналогов. В одежде кукол преобладает хлопок, в качестве дополнения в ход идут шелк, бархат, вискоза, французское кружево. Базовый гардероб каждой куколки, как всякой приличной девицы, конечно же состоит из нижнего белья — панталон и сорочки, юбки, а также верхнего платья. Остальное сочиняется под каждый образ по усмотрению.
— Бывают ли у вас «творческие отпуска», нужны ли они вам, или вы можете сразу перейти от одной работы к созданию следующей? — Создание куклы — это, безусловно, приятный, но в то же время требующий немалых душевных и физических сил процесс. Часы и дни, проводимые в сидячем напряженном положении неприятно отражаются на здоровье, поэтому тело требует движения, а душа перезагрузки. Конечно, я стараюсь посвящать время и спорту, и прогулкам на свежем воздухе, а между завершением одной куклы и началом другой делаю перерыв в несколько дней, провожу генеральную уборку в мастерской и в голове.
— Оставляете ли вы себе кого-то из своих девочек или готовы для каждой найти новый дом? — Нет, своих кукол я не оставляю, они все находят новые дома и любящих хозяек. Более того, если кукла по каким-то причинам задерживается у меня, начинаю переживать. Но к счастью, все мои малышки разлетаются по своим домам исключительно по любви, а это наилучшая оценка моих стараний.
— Какие куклы и игрушки других авторов вам особенно нравятся, может быть, каких-то персонажей вы покупаете для себя? — Называть конкретных авторов я не решусь, дабы не обделить вниманием всех, чьи работы люблю. Многие мастера сыграли в моей творческой биографии немалую роль, с кого-то я брала пример, кто-то вдохновлял, кого-то я сама поддерживала. Очень люблю текстильных, лепных кукол, тедди и деревянные игрушки. Главное, чтобы работа цепляла, и невозможно объяснить, чем именно, все происходит на уровне душевных вибраций. Для себя я иногда приобретаю работы других мастеров, но чаще они достаются мне в качестве подарка. У тех, кто занимается куклами и по-дружески общается, так принято — дарить свои творения. Я тоже много кукол подарила, это ни с чем не сравнимое удовольствие.
— Нам очень интересно узнать про ваш рабочий и жизненный распорядок. Какое время дня для вас важнее всего? Есть ли у вас утренние ритуалы, которые помогут настроиться на новый продуктивный день? — Я отношусь к той категории творческих людей, которая не подчиняется определенному распорядку дня. Когда я жила в Сибири, лучшее время для работы было вечером, именно тогда в голову приходили идеи, а угомонившаяся семья отпускала меня в уединение с куклами. Переехав ближе к югу и сменив часовой пояс, я с удивлением обнаружила, что стала жаворонком, и теперь активно тружусь с самого утра. Для продуктивного творчества мне по-прежнему необходимо уединение и тишина, и здесь такая возможность есть. С утра чашечка ароматного кофе, общение с подругами по интернету — лучшее начало дня.
— Как вы думаете, что может рассказать о человеке его рабочее место? И многое ли можно узнать о вас по вашему рабочему уголку?
— Рабочее место мастера — это его маленький мир, который он создает под свои потребности, «заселяет» вдохновляющими вещами и постоянно рационализирует. Конечно, по мастерской можно многое рассказать о характере ее хозяйки или хозяина, и даже о возрасте, вкусах, пристрастиях и о профессионализме. И даже порядок или, наоборот, беспорядок могут сообщить массу интересного о человеке. В мастерских, где идеальный порядок и чистота, несомненно трудятся те, кто просчитывает каждый шаг, умеет планировать и идеально организовывать свое время и пространство. Не трудно догадаться, что это явно не про меня. Поэтому мой рабочий уголок в постоянном жизненном цикле, на столе всегда разложена какая-то работа, причем это не всегда именно кукла, это может быть и вышивка, и деревянные игрушки, которые я расписываю. Наведение идеального порядка приводит к потере ориентации в пространстве, я потом долго ищу нужные инструменты или материалы.
— Есть ли у вас план в жизни, которому вы следуете? Может быть, план развития своих умений?
— Четкого плана в жизни я не имею, потому что, как правило, она всегда вносит свои коррективы. Просто стараюсь жить позитивно и радоваться каждому новому дню, новым идеям, любимым покупателям и подписчикам, постоянно учусь своему делу, совершенствую навыки, расширяю кругозор. Очень по-доброму завидую тем, кто может сейчас за короткий срок научиться создавать кукол с нуля до уровня профи благодаря мастер-классам. У меня восемь лет назад такой возможности не было, и все мои достижения — результат самообучения. У меня очень упрямая и пытливая натура, благодаря которой я достигла определенных результатов в своем любимом деле, и буду продолжать в том же духе.
— Что может гарантированно поднять вам настроение и придать сил? — Позитивные люди! Я делаю кукол для людей, возможно даже несу некое послание нашим потомкам о своем поколении, и я хочу, чтобы они вызывали положительные эмоции, а этим меня заряжают те, кто излучает свет — тепло души и добрую энергетику.
— В конце интервью мы всегда спрашиваем, как стать настоящим профессионалом. Узнать мнение создателя Работы года для нас и наших читателей особенно важно. Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет заниматься хендмейдом и стать востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать? — Пожалуй, самое важное для любого мастера, и особенно для начинающего — приобрести твердую уверенность в своих силах. Даже если тяжело, даже если окружающие не понимают, а близкие не воспринимают всерьез, если что-то не получается как хотелось бы, нельзя опускать руки. Мастер без оптимизма не имеет будущего. Вы твердо должны верить в то, что созидаемое вашими руками необходимо этому миру. Для этого в вашей душе должна быть гармония с самим собой, именно она настраивает творчество на нужный лад. Кроме этого уважающий себя мастер должен непрерывно учиться новому в своей сфере и понимать, что любая покоренная вершина это всего лишь следующая ступень мастерства. Ищите, совершенствуйтесь, впитывайте знания, опыт коллег, общайтесь в творческой среде, экспериментируйте с разными материалами и техниками! Талант в ленивых руках становится лежачим камнем. Любой мастер, достигший известности и популярности это прежде всего терпеливый труженик.