Основатель и президент компании Денис Кочергин — один из тех, кто первым стал продвигать в России Wi-Fi — рассказывает, как появилась платформа «Ярмарка Мастеров», как результат IT-эксперимента превратился в масштабный социальный проект и как на его основе появился фильм
— В прошлом году список проектов платформы «Ярмарка Мастеров — Livemaster» пополнился фильмом «Женское дело», всероссийская премьера которого была намечена на весну 2020 года. Когда вы решили, что жизнь мастеров достойна отдельной истории?
— Сообщество, в котором люди на «Ярмарке Мастеров» поддерживают друг друга и обмениваются опытом, и онлайн-журнал сайта появились очень давно. И с самого начала пользователи делились в блогах историями, как они меняли свою жизнь через творчество, через занятия рукоделием. Сначала мы даже не предполагали, какой мощный позитивный эффект это оказывает.
Очень часто «высшая идея» осознается в процессе развития — так произошло и с нами. Мы росли, набирали обороты и расширяли географию продаж, а уже потом увидели, как это влияет и работает на социальном уровне. Как люди, начиная заниматься любимым делом, меняют свою жизнь — сначала появляется интерес, растет уровень мастерства, нарабатывается определенная известность в профессиональном кругу.
Где-то 8–9 лет назад наши пользователи начали рассказывать о том, как изменилась их жизнь благодаря творчеству. Например, женщину уволили с позиции бухгалтера в 2008 году — и она занялась рукоделием. Поняла, что это не только ее увлекает, но за это еще и платят!
В определенный момент ручеек подобных историй превратился в настоящую реку. Сначала мы просто отмечали появление таких очерков, потом начали прослеживать тенденцию — как это работает. И поняли, что это не случайные события, а сильный социальный поток. Выходило так, что у многих внешняя нужда (кризис внешний или внутренний) стимулировала раскрытие внутреннего призвания: прижимает так, что у человека нет возможности не переродиться, не стать ближе к себе, не раскрыть себя.
Мы никогда не вели учет таких историй, но два года назад осознали, что если они — часть «Ярмарки Мастеров», то, наверное, часть нашей миссии — поделиться ими. Показать людям, как можно изменить свою жизнь через творчество.
Посмотреть на этот проект как социальный бизнес мне помогла Жюльнар Асфари из Центра «СОЛь», за что хочу сказать ей отдельное спасибо. Этот взгляд послужил одним из импульсов, чтобы собрать социальную историю воедино, снять фильм и рассказать, что это работает, это возможно, и рядом с нами — большое количество людей, которые уже прошли подобную трансформацию. Это не сказки и фантазии, не всегда легко и просто, но это та реальность, которая живет рядом, а мы ее порой не замечаем.
***
Подробнее о фильме. Нашей задачей было поддержать женщин с тяжелой судьбой и реальным сложным жизненным опытом, выстроив вокруг них экосистему наставничества. Помочь обрести себя, запустить собственный бизнес и начать интернет-продажи на платформе.
На конкурс историй, который мы объявили перед съемками, пришло 1500 заявок — такого отклика мы не ожидали! Одним из главных критериев отбора было наличие у человека желания и стремления что-то менять, стимула и намерения. Команда и психолог проводили интервью с кандидатами — пожалуй, это была самая большая и серьезная работа, которую мы проделали перед фильмом.
В итоге в проект мы пригласили 8 героинь. Их кураторами стали опытные мастера «Ярмарки Мастеров — Livemaster», которые откликнулись на призыв участвовать в проекте на волонтерских началах. Рассказывали буквально всё: как пользоваться интернетом, как правильно фотографировать изделия, как продавать.
Перед съемками мы запустили краудфандинг, чтобы помочь участницам получить список материалов для творчества — каждый мог пожертвовать или купить что-нибудь. И количество людей, которые пришли помочь, действительно впечатляет.
Одним из главных позитивных открытий для меня стало то, что по итогам проекта я особенно четко осознал: именно сейчас наше российское общество открывается к взаимодействию и поддержке, стремится помогать друг другу так, как никогда раньше (на моем опыте).
— В ваш проект поверили партнеры, почему им было важно участвовать в съемках «Женского дела»?
— Партнерами «Женского дела» стали Sony, «Первая IT компания» (помогли со смартфонами и компьютерами для участниц), X5 Retail Group (делали заказы продукции участниц), Swarovski, магазин материалов для творчества Green Bird. Те, кто поддержал проект — это компании и люди, которые неравнодушны происходящему вокруг. В первую очередь, конечно, идет человек, а затем уже бренд.
— Вы планировали провести премьеру фильма в марте 2020 года…
— Сегодня вы можете посмотреть его на YouTube.
Что до второй серии, то планов у нас было очень много, сейчас пока не загадываем. Задумок и начинаний достаточно, и хочется сделать гораздо больше, чем было сделано. Тем более уже есть обкатанная модель и потенциальные партнеры.
— Почему вы считаете, что, несмотря на все трудности, кризис поможет нам всем стать лучше?
— Сейчас люди стали больше общаться, используя различные виртуальные каналы — просто потому, что они есть, и это прекрасно (например, в 1998 году представить это было совершенно невозможно).
Что я особенно ценю на нашей платформе «Ярмарка Мастеров», и что стало сильно заметно в удаленном режиме — люди стремятся поддержать друг друга. Наверное, самое главное сейчас, с учетом любых изменений, не просто сохранить, а максимально проявить свои лучшие качества: взаимопомощь, сочувствие, эмпатию. То, что мы сейчас откроем в себе как люди, с этим мы дальше и пойдем. А некоторые будут с этим идти всю жизнь.
Поэтому с точки зрения социальных изменений (несмотря на всю странность кризиса) эта ситуация дает людям возможность максимально проявить себя, а кому-то — открыть в себе человека, который думает не только о себе, но и о других, и готов их поддержать.
Мы видим среди пользователей «Ярмарки Мастеров» готовность помочь, поддержать друг друга и делом, и просто добрым словом. При всем том напряжении, в котором мы сейчас живем, иногда действительно достаточно доброго слова для того, чтобы направить человека по другой траектории, пусть не «суперпозитивной», но, по крайней мере, нормальной.
— Как родился проект «Ярмарка Мастеров»? Предполагали ли вы, что рукоделие и авторские аксессуары будут пользоваться таким спросом, или все произошло само собой?
— История появления платформы — с одной стороны, давняя, с другой — классическая. В 2004–2006 году я работал в телекоммуникационной компании, наша команда была одной из первых, благодаря которой в России начал появляться широкополосный и спутниковый доступ в интернет, мы установили первый публичный бесплатный Wi-Fi спот в кинотеатре «Октябрь» от компании Orange.
Одновременно я много занимался тестированием и экспериментами — смотрел, как развиваются интернет-сервисы, и пробовал запускать разные интернет-сайты, например, по обмену книгами, сервис по поиску работы, нетворкингу и так далее. Одним из таких проектов и была «Ярмарка Мастеров», родившаяся из потребности общения талантливых людей, которые что-то создают своими руками.
Задача была — найти сферы, которым интернет мог открыть новые возможности, и добавочную ценность к уже существующим отраслям.
Почему рукоделие? В Советском Союзе каждая женщина вынуждена была стать рукодельницей. Те, кто шел по пути развития, начинали что-то продавать. Продажи происходили следующим образом: сначала — друзьям и близким, затем — соседям, затем — коллегам. В какой-то момент продажи останавливались, потому что все, до кого можно было дотянуться, оказывались «осчастливленными» этими прекрасными изделиями.
Хотелось дать людям, занимающимся творчеством, возможность продавать свои изделия везде, а не только в ближнем кругу физической коммуникации. Так в 2006 году появился самая простая версия «Ярмарки Мастеров», которая со временем трансформировалась в значимую международную историю.
Первые годы это в чистом виде был стартап-эксперимент с не совсем понятным результатом. А сегодня мы — платформа с восемью миллионами пользователей ежемесячно, которую посещают не только жители России, но и стран СНГ, и всего мира.
— Сегодня партнерство — необходимый элемент ежедневной работы. В том числе, «Ярмарка Мастеров — Livemaster» начала сотрудничество с фондом региональных социальных программ «Наше будущее». Расскажите об этом подробнее…
— У фонда уже налажены каналы взаимодействия с социальными предпринимателями. Наша совместная цель — поддерживать социальный бизнес в онлайне. Мы планируем размещать на платформе товары, произведенные людьми из этой сферы, благодаря чему у них появится доступ к широкой аудитории интернет-пользователей. Будем рассказывать о социальном предпринимательстве, о производствах, в общем, популяризировать и раскрывать эту историю. Хотим развенчать миф о том, что «социалка» — это «про что-то жалобное», что это помощь, которую часто путают с благотворительностью (хотя это не так). В действительности это — честная созидательная история, направленная на социальное и экономическое развитие.
— В 2019 году вы участвовали в Конкурсе СОЛь, конкурсе лидеров социальных инноваций — зачем вам это как предпринимателю?
— Чтобы рассказать как можно большему количеству людей о том, что социальное предпринимательство — не миф, это реальность, которая рядом с нами, в нашей жизни. На которую нужно посмотреть по-другому, осознав то, что помощь очень нужна и важна, и оказать ее можно очень просто — покупая продукцию, которую производят социальные предприниматели.
Конкурс — это образование и обучение. И, наверное, генеральная линия в моем обучении — создание развивающих партнерств. У нас есть очень много позитивных примеров взаимодействия, с тем же фондом «Наше будущее», с Ассоциацией народных художественных промыслов; мы разрабатываем проект 5POST с X5 Retail Group (постаматы бесконтактной доставки из интернет-магазинов). Есть проект поддержки самозанятого населения.
— На ваш взгляд, какого рода лидерство востребовано сегодня?
— Нынешний кризис четко показывает, что в организациях будущего на первом месте будет человек, его увлечения, таланты и стремления. А когда мы строим организацию талантливых людей, которые хотят что-то делать, первая и главная задача лидера — уметь помогать людям рядом с собой раскрывать свои таланты. Не принуждать, а оставаться рядом и создавать внутри компании экосистему, которая будет стимулировать. И позволять людям со страстью погружаться в любимую деятельность, раскрываться настолько максимально, насколько это возможно в данный жизненный период человека. Создавать пространство, которое помогает людям идти дальше.
* * *
Источник:
* * *
С уважением,
Команда Ярмарки Мастеров