Замок Лидс. Повседневная жизнь
Почему я, художник, многодетная мама решила написать статью про королевский замок? А очень просто. Каждый достойный человек — в какой-то степени Король своего дома, своего государства-семьи. И мы живем в своих дворцах, пусть это пока что только квартиры. Устраиваем, украшаем, наполняем кипящей жизнью, разной меры поэтичности. Нам всегда кажется, что короли, князья и прочие высокопоставленные личности – это недосягаемые небожители, их жизнь не имеет отношения к нам. А ведь они самые простые люди с тем же набором проблем, достоинств, трудов и утех, что и наши с вами.
А их привычка и, конечно, возможность максимально прекрасно вкладываться в обустройство своих домов — достойна подражания.
Здесь хочу показать, что только высокие поступки человека и его бережность к пространству и отношениям делают человека истинными королями.
Итак, замок Лидс и...
Первые хозяева
История этого романтического замка тесно связана с историей Англии и Америки. Первой королевой, чьим любимым домом стал замок Лидс, была испанская принцесса Элеонора Кастильская, спасшая жизнь своему отправившемуся в крестовый поход мужу, после того, как в Акре его пронзил отравленный кинжал наемного убийцы. Любовь Эдуарда к этой благородной, полной достоинства даме, с длинными темными испанскими локонами и мягкими готическими чертами лица, оказались путеводной звездой всей его жизни, счастливейшую часть которой он провел в Лидсе.
Во всех местах, где на пути в Вестминстер опускались на землю ее похоронные носилки, он в память о любимой воздвиг кресты. Название последнего из этих крестов chere reine cross (английское произношение «Чаринг Кросс») пережило века в названии одной из главных улиц Лондона.
Это Элеонора Кастильская, первая красавица своего времени, образованная, мудрая и очень совестливая королева. Они с мужем Эдуардом очень любили этот замок и часто приезжали в него для отдыха и охоты. Впервые в их правление началось использование ковров для украшение интерьеров — такое новшество привнесла в английский образ жизни Элеонора из Испании.
Замок в этот период был значительно укреплен. Эдуард экономно вел свои дела и хотя убранство покоев при нем не было скудным, роскошным его тоже нельзя было назвать.
История другого королевского романа, связанного с замком Лидс, это история королевы Екатерины де Валуа — вдовы Генриха V, представленная как «Екатерина французская» в пьесе Шекспира. Живя в замке Лид, она полюбила и тайно обвенчалась со смотрителем Королевского гардероба, неизвестным, но красивым молодым сквайером из Уэльса Оуэном Тюдором. Отпрыском этого тайного и скандального брака, каковым его считали современники, стал отец Генриха Тюдора, который, после победы в Босвортском сражении явился под именем Генриха VII, основателя величайшей во всей истории Англии королевской династии. Сын первого Тюдора, ставший еще известнее своего отца, обогатил интерьер замка величественным банкетным залом.
На старинной гравюре изображение Екатерины де Валуа.
Ванная комната и спальни
Небольшая и удобная королевская ванная комната с камином дает представление о приготовлении к купанию, неизбежных в тех домах, где не была установлена постоянная каменная ванна. Этикет и изысканная пышность здесь, в ванной комнате, были столь же важны, как ив других помещениях замка. Стены ванной также обиты камкой. Подобно парадному ложу сама ванна, скрытая за занавесями удивительно скромна — простая деревянная лохань, поставленная на камышовую циновку. Ванна завешена белым круговым пологом искусной работы, а край ванны закрыт полотенцами из великолепного тонкого полотна, чтобы королева не поранилась о грубые деревянные поверхности лохани.
Как и парадное ложе, все принадлежности для купания были разборными и легко убирались во время отсутствия королевы в ее резиденции. Ванна наполнялась ароматизированной травами водой, которая носилась ведрами из кухни.
Парадная спальня в Средневековье служила и в качестве приватной столовой, приемной и зала аудиенции. Кровати использовались как кресла, при этом портьеры сворачивались наверх.
На пологе кровати и на камке узорчатой шелковой ткани, которой были обиты стены зала, вышита монограма из латинский букв «H»" и «C», скрепленных двойным узлом, который символизирует союз и долгожданный мир между Англией и Францией , утвержденный посредством брака Генриха V и Екатерины де Валуа.
Интерьеры этой комнаты, как и ванной комнаты королевы выглядят так, как могли бы выглядеть при августейшей хозяйке замка, супруге Генриха V, Екатерине де Валуа в 1430 году. Это аутентичная реконструкция.
Парадное средневековое ложе в этой комнате отличалось от других кроватей не устройством, а наличием полога. Перед прибытием королевы над уже существовавшем ложем были подвешены с потолка пышные занавеси — богато отделанный вышивкой шатер и портьеры из того же материала.
Банкетный зал и галерея королевы
Банкетный зал до сих пор используется как праздничная столовая для гостей конференций.
Освещение. Естественное и искусственное
Наиважнейшей задачей обустройства дома является умное освещение. Свет делает настроение, задает атмосферу. Опытный хозяин знает, когда подлить гостю вина и как правильно устроить свет в комнатах. Яркий свет помогает деловому настроению, человек собран и настроен на работу. Мягкий рассеянный свет дают ощущение безопасности, расслабляет, помогает прийти в состоянии безмятежности, начать доверительный разговор. Я лично часто использую рассеянный декоративный свет для бесед со своими детьми.
Последняя хозяйка
С 1974 года замок передан Британскому народу на пожизненное пользование. До этого почти 50 лет им владела образованнейшая благородная дама леди Бейли. Именно она привела сам замок, интерьеры, сад, оранжереи, виноградники, птичники и прочее прочее в настоящий вид.
При ее попечении замок стал в 30-х годах одним из самых значительных аристократических домов Англии. Его посетили королева Румынская, внучка королевы Виктории, король Испании Альфонсо XIII, члены английской королевской фамилии, послы министры, члены парламента, меценаты. Лейди Бейли восхищалась кинематографом и приглашала к себе звезд экрана. Одним словом, гостями замка были люди разного социального происхождения, который каждый по своему придавали дому гостеприимной хозяйки особую прелесть. Однако леди Бейли была в высшей степени скромна и решительно избегала любой личной рекламы, поэтому замок Лидс, несмотря на всю его значимость, очень редко появлялся в новостях.
Во время Второй мировой войны замок играл значительную хотя и секретную роль в защите Англии в ее наиболее уязвимом месте — в портах побережья Ла-Манш, находившихся под постоянной угрозой вторжения.
Поскольку рельеф реки Лен способствует естественному скоплению тумана в окрестностях Лидса, замок был использован для проведения экспериментов в рамках FIDO (Центр исследования по рассеиванию туманов), результаты которых помогли спасти жизни многих летчиков при посадке в условиях тумана.
Леди Бейли отдала помещение замка под военный госпиталь и лично организовала реабилитационный центр для тяжелораненых пилотов.
После войны Леди Бейли жила в тесном семейном кругу, посвятив себя сохранению замка. Во время своей тяжелейшей болезни она работала над исполнением заветной цели — передачей замка Лидс в собственность Великобритании.
Леди Бейли с дочерьми Сюзан (слева) и покойной Полиной (справа), сидящими в правом эркере зала Торп Холл, портрет написан в 1947 году художником Этьеном Дрианом
Нынче замок служит людям: здесь проводятся научные конференции в области медицины и искусств.
Конечно, я немного идеализирую в своем воображении жизнь хозяев замка Лидс, наверное, таково свойство мечтательных натур. Но чему я однозначно учусь — это жить по королевски, то есть, преображая жизнь вокруг до достойных высоких образов, которыми щедро с нами делится История Мира.