Кузнец может быть медийной персоной :)
Недавно у меня взяла интервью Ангелина Бржевская — о тайнах профессии и не только. Надеюсь, и вам этот рассказ будет интересен.
Повелитель огня и металла
Люди кузнечного дела с тяжелым трудом на «ты». А сама их профессия зародилась во времена, когда человек познакомился с огнем и начинал обрабатывать железо. Мне удалось задать несколько вопросов настоящему кузнецу и узнать удивительные подробности этой профессии. «Рискуйте, слушайте себя, а не советы других. У каждого свой путь, главное — пробовать» — это девиз по жизни мастера кузнечных дел Зелимхана Евлоева.
Профессия кузнеца очень древняя. Я знаю, что во все времена она была магической, а работу с металлом приравнивали к волшебству. Кузнеца считали чуть ли не шаманом. Что поменялось за это время и где сейчас обучают кузнечному делу?
Древняя, да. Считается, что профессия кузнеца возникла в 9-7 веках до н.э. в эпоху «железного века». Но с течением времени люди перестали быть доверчивыми и верить в волшебство, поэтому сейчас «шаманство» кузнеца под вопросом (улыбается).
Раньше без кузнеца не обходилась ни одна большая деревня, а сейчас художественная ковка — это больше искусство, чем необходимость.
Поэтому мест, где учат кузнечному делу, не так много. Это либо колледж, либо художественный ВУЗ, где есть специальность «художественная обработка металлов».
Для того, чтобы стать кузнецом, есть три пути:
1. Пойти учиться в училище или институт;
2. Найти опытного кузнеца и уговорить его взять себя в подмастерья.
3. Или научиться всему самому. Я изучал кузнечное дело именно так — пошел по третьему пути.
Из мифологии я знаю только Гефеста, как изготовителя молний для Зевса, а какие еще есть боги-кузнецы?
Профессия эта всегда была «божественной». Вы верно вспомнили про древнегреческого Гефеста. Но он не один кует молнии доя богов.
У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.
На Руси считалось, что кузнец может извести нечистую силу: в эпосе именно он побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.
Ну а у викингов есть Вёлунд. С ним связана очень интересное путешествие «через века». Этот кузнец в скандинавской мифологии — персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. Именно Вёлунд, после принятия древними германцами христианства, со временем превратился в Сатану, в немецком произношении «Воланд». Вспомним «Фауст» Гете. А уж оттуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста и Вёлунда. Но эти изыскания уже оставим для филологов.
Почему кузнечное дело? С вашей внешностью надо было идти в модельный бизнес. Как вы вообще выбрали профессию кузнечных дел мастера и как долго ей учились? Не было ли искуса все бросить и заняться чем-то другим? Или вы успели попробовать себя в иных сферах деятельности?
Если бы все кузнецы уходили в модели, то наша профессия умерла бы (смеется).
Профессия затягивает, в ней и правда есть определенный шаманизм. Магия металла, когда кусок железа превращается в новое изделие, и все это делаешь ты, — сильная штука. Представьте: твердый металл в горне раскаляется и становится мягким, из него можно лепить то, что хочешь. И лично я от этого не могу отказаться. Так что искуса поменять профессию нет и быть не может.
Вы спрашивали, почему кузнеца считали колдуном. Это понятно, когда думаешь о самом процессе работы в кузне. Только представьте, что должны были думать люди прошлых веков, когда кузни стояли на отшибе. Это делалось совершенно по прозаическим причинам, чтобы избежать опасности пожаров. А многим казалось, что там творятся чудеса. Люди видели, как кузнец в всполохах пламени тюкает по наковальне, а в результате рождается новая вещь. Пусть это будет даже простая подкова. Но как она получилась из куска железа, понять непросто непосвященному.
Сам я долго шел к тому, чтобы называться кузнецом.
И профессий много перепробовал — и в цехе работал, и риэлтором был.
Я прошел весь путь от «низов». Начинал с лопаты к—ак говорится, «бери больше — кидай̆ дальше». Потом была сварка, затем «холодная ковка», а уже затем — магия горячего металла.
Какие основные инструменты кузнеца? Сколько в среднем весит молот/кувалда? Наковальня — важная «часть» кузницы. Как выглядит самая удобная?
Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.
Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».
Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить по разному — от 100 граммов до 10 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Чем меньше вещь, тем меньше нужно металла и тем легче молот.
Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу. Сейчас молотобойца заменил пневматический кузнечный молот.
Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, - продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.
Нет удобных и неудобных инструментов. Каждый вид той же наковальни существует для определенного вида работ и «специализации» кузнеца.
Так, деревенский кузнец ковал тяпки, грабли и подковы. Городской кузнец больше занимается художественной ковкой.
А есть еще кузнецы, которые делают ножи. И это особое искусство.
Это как один художник пишет маслом, другой — рисует пастелью, а третий — акварелью.
С каким металлом работать легче всего? Какова температура металла, и только ли с железом работает кузнец?
Легче всего работать с мягким, как пластилин, металлом (смеется). А если серьёзно, любой металл кузнец должен разогреть. Температура от 300 до 1000 градусов и выше.
Все зависит от марки стали, с которой сейчас, в основном, я и работаю. Чаше всего это сталь СТ3. Именно она применяется для художественной ковки.
Ножеделы используют другие сорта, они больше «заточены» на технологические моменты.
Сталь — это сплав металлов. Раньше кузнецы работали с чистым железом, но оно мягкое, легко гнется. Поэтому у стали перед «чистым» железом есть множество преимуществ.
Три главных качества кузнеца.
Как и во всех ремеслах, я думаю, это любовь к своему делу, терпение и постоянная наработка мастерства.
Как и в любой сфере, в кузнечном деле есть конкуренция. Какая она? Я знаю, что вы делаете авторские вещи, сами создаете свои эскизы. Как заказчик выбирает именно вас? И как рождаются идеи, например, для Вашей работы «Хозяйка Медной Горы»?
Конкуренция есть, как и в любом деле. Но она честная, потому что человек видит твои вещи и сам принимает решение, у кого сделать заказ. Хотя кто-то берет ценой, а кто-то — качеством.
Мои изделия, даже сделанные для себя, — образчик для заказчика. Хотя я стараюсь не повторяться и всегда делаю не точную копию, а ее вариацию.
Я люблю штучные вещи и делаю именно их.
Если фантазия есть и у заказчика, это легче и сложнее одновременно, потому что у каждого из нас свое видение. И тогда эскиз не всегда просто согласовать. Но с эскизами работать легче, особенно если их присылает сам человек.
Кстати, я не создаю детальные эскизы, что тоже своего рода проблема. Мои работы рождаются в процессе работы, потому что металл ложится по своему.
В случае с петлями «Медной горы Хозяйка» именно заказчица хотела кованых ящериц. Но простых. А я доработал идею, добавил корону - и одной деталью превратил ящериц в Медной горы Хозяйку.
Приблизительно тоже самое получилось недавно и с кованой полкой. Я покрутил в голове ее туда-сюда и получилось два варианта подвеса — ее можно крепить на стене по разному.
У Вас есть свой стиль? Какой он?
Я люблю функциональные вещи, а не просто красивые. Мой стиль и принцип работы — «декор плюс полезность».
Большинство моих работ выполнены в классическом стиле, хотя сам я больше люблю брутальную ковку. Сейчас я строю свою усадьбу, там и буду «отрываться» в этом стиле.
Что в основном заказывают у Вас?
Практически все кованые предметы интерьера и экстерьера —от подсвечников до ворот. Плюс ковка в историческом, скажем так, стиле для реконструкторов, и из этой категории мне больше всего нравятся щиты викингов. Я вообще люблю эпоху раннего Средневековья и с удовольствием работаю с такими вещами. Тут уж мне приходится быть не только кузнецом, но и столяром — я сам делаю деревянную основу щита, а потом ее обковываю. Хотя и при изготовлении кованых столов я работаю с деревом — делаю дубовые столешницы и, бывает, выжигаю их молниями Лихтенберга. Получается очень красивый узор.
Умеет ли кузнец реставрировать металл и как?
Реставрация металлических изделий и была основной задачей деревенского кузнеца. Замена зубьев в бороне, вилах, граблях, ремонт лезвия косы и ножей и топоров — вот что он делал чаще всего. Замена зубьев, если коротко, производится так: удаляется старый зуб и ставится новый — заклепывается, то есть заклепка стягивает металл.
Сам я люблю реставрировать старые вещи — это, например, и замена ручек у винтажных ножей, и возвращение идеального «лука» старому подсвечнику. В первом случае я выковываю новую ручку, а во втором — зачищаю металл, крашу его и восстанавливаю какие-то детали.
Самый необычный заказ из всех, что вы делали. Сколько времени проводите в мастерской? И как долго вообще делается авторская вещь?
Самым необычным заказом в последнее время, пожалуй, стала медная вытяжка в стимпанковском стиле, причем в его «викторианском» ответвлении.
До этого я особо в стимпанке не работал, а тут это было пожелание заказчицы, и мне понравился результат.
Я сейчас и для себя сделал костровую чашу — уличный очаг, только уже не викторианский стимпанк, а почти викингский, но с брутальными цепями и заклепками.
В стимпанке в ход идут старые детали от отработавших механизмов. Они приводятся в идеальный порядок и становятся частью арт-объекта, так сказать. Вот сейчас я делаю стол на пересечении стилей стимпанка и лофта из дерева и четырех колёс. Два — от старых промышленных тележек, а два побольше — от какой то советской сельхозтехники.
Когда интересный заказ, то хочется побыстрее увидеть результат, но проводить сутки в мастерской — не вариант...
О том, что Вам нравится в профессии, мы уже говорили, а что вас в ней бесит?
Скажу честно — чудоковатые заказчики. Они попадаются не часто, но отнимают много нервов. Общение с людьми — одна из самых больших проблем, как и в любой профессии, связанной с работой с заказчиками или покупателями.
На десяток адекватных попадется один чудак.
Поэтому я перешел на изготовление готовых работ и не занимаюсь их монтажом.
Как Вы находите заказчиков или как они находят вас?
Сейчас все сидят в интернете. Первым делом все смотрят в сети контакты и изделия, которые хотят купить. У меня самого нет времени участвовать в выставках, и я развиваю свое присутствие в интернете.
У меня есть аккаунты в соцсетях, но главное — есть страница «Старая кузня» на сайте «Ярмарке мастеров». Вот там меня и видят заказчики и дизайнеры.
Плюс в последнее время я развиваю неожиданный для многих моих знакомых проект с викингами.