Вот, собственно, текст моей статьи, опубликованной в одном из садовых журналов несколько лет назад - когда они, эти журналы, еще существовали, эх.. Сейчас-то накрылось все медным тазом, эдакое свинство. Фотографии тоже мои - гроздовник полулунный снят в природе в Ленобласти, осмунда королевская в Трое (ботсад Праги), остальное у нас в саду на Карельском перешейке.
Для Ирины, и, может, еще кому будет интересно. Папоротники - это ТАКАЯ потрясающая красота!!
Как известно, в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, открывающий нашедшему и подземные клады, и людские сердца. Поиски «ключ-травы» сопряжены с большими трудностями, и только смельчаки отваживаются в эту колдовскую ночь отправляться в столь опасную экспедицию. «Папоротников цвет» сложно найти и непросто увидеть, поскольку показывается он ровно в полночь и тут же гаснет.
Но счастлив садовник, который может любоваться «цветущими» папоротниками в своем собственном саду. Ему не нужно в глухую ночь, спотыкаясь и падая, продираться сквозь лесные дебри в тщетных поисках счастья и удачи. Его клады в саду, его сердце, как и сердца его единомышленников, открыто всем чудесам и радостям мира.
Собственно, «цветут» и «плодоносят» – спороносят – все папоротники. Но у большинства спорангии спрятаны, располагаясь на нижней стороне листа, и увидеть их можно, только если рассматривать специально. Отсюда и произошло старейшее название всего сообщества папоротников - «тайнобрачные».
Лишь у немногих родов спороносные листья или части листа обособлены от вегетативных – вот их, пожалуй, и можно назвать полноценно «цветущими».
И начнем с гроздовников (Botrychium), поскольку именно один из них – гроздовник полулунный (B. lunaria) – и есть та самая «ключ-трава».
Лист этих маленьких (10-25 см) папоротников состоит из двух частей – стерильной и фертильной (спороносной). Фертильная часть, в начале вегетации сжатая в кулачок, постепенно разворачивается, открывая гроздь круглых спорангиев – сначала зеленых, а позднее нарядных ярко-желтых. Эта миниатюра виноградной грозди и дала название роду (от греческого botrychos – кисть, гроздь). На Ивана Купалу «цветут» и другие гроздовники – северный (B. boreale),
ланцетовидный (B. lanceolatum),
простой (B. simplex), заканчивающие вегетацию в августе.
Но некоторые «ключики» готовы открывать клады и в конце лета: гроздовники сильный (B. robustum),
многораздельный (B. multifidum) отрастают в середине лета и «зацветают» в августе. К концу сезона спороносная часть листа отмирает, а вегетативная зимует и держится до следующего сезона.
Семейство ужовниковые, к которому принадлежат гроздовники, включает еще один род «цветущих» папоротников – сам ужовник (Ophioglossum). В этом малыше и вовсе сложно узнать папоротник, настолько нетипичен его облик: стерильная часть листа цельная, овальная, а спороносная торчит вертикально узким колосом, напоминая подорожник.
Все ужовниковые сложны в культуре, да и внешне их сложно назвать импозантными: маленькие, растущие одиночно, без формирования куртин или кочек. Зато это классический предмет для обожания и гордости сумасшедшего коллекционера.
Еще одна «цветущая» миниатюра – криптограмма (Cryptogramma) – устроена иначе: ажурные стерильные листья образуют нарядную аккуратную кочку, из центра которой вырастает букет спороносных листьев с более узкими долями и вдвое выше стерильных. В зависимости от вида высота букета от 15 до 25 см.
фото - криптограмма курчавая (C. crispa) - самая крупная из криптограмм
фото - юный, но уже "цветущий" экземпляр криптограммы курчавой. Хорошо видна разница - слева фертильный лист, справа стерильный.
Букетом «цветут» и редкие пока в наших садах дербянки (Blechnum). Короткокорневищные дербянки японская (B. nipponicum)
и колосистая (B. spicant)
формируют довольно крупные красивые розетки из стерильных жестких листьев. Из центра розеток в середине сезона птичьими перьями отрастают узкие и длинные (25-35 см) спороносные листья, осенью окрашивающиеся в черно-коричневый цвет. Ползучая малютка дербянка морское перо (B. penna-marina) отращивает спороносные листья одновременно со стерильными, и ее прижатый к земле коврик уже в июне украшен лесом блестящих красно-коричневых «елочек» до 15 см высотой.
Из среднегабаритных «цветущих» папоротников нельзя не заметить оноклею чувствительную (Onoclea sensibilis), эффектную в любой фазе роста. В конце лета – осенью над плотной куртиной изящных, красиво желтеющих стерильных листьев возвышаются темно-коричневые спороносные метелки. Жесткие черешки спороносных листьев держат «соцветия» и тогда, когда стерильные листья уже отмирают.
Среди крупномеров самым большим «цветочным» разнообразием отличаются осмунды – роскошные, массивные, элегантные. У осмунд японской
и королевской (Osmunda japonica, O. regale)
лист состоит из двух частей: в нижней части на черешке располагаются стерильные перья, верхняя представляет собой метелку из спороносных.
У осмунды азиатской (Osmundastrum asiaticum)
широкие стерильные листья собраны в раскидистую пышную розетку, из центра которой отрастают узкие копьевидные золотисто-коричневые спороносные листья.
А осмунда Клейтона (Osmundastrum claytonianum)
«цветет» совсем неожиданно – спороносные перья располагаются в середине листа, а снизу и сверху находятся «обычные» стерильные. Все осмунды «цветут» в начале лета, являясь настоящими садовыми сокровищами.
На Ивана Купалу «цветет» и дальневосточная красавица плагиогирия Матсумуры (Plagiogyria matsumureana) – реликтовый папоротник, практически ровесник динозавров. Ее спороносные листья с очень узкими перьями так затейливо разворачиваются, что вряд ли чье-то сердце останется закрытым при виде столько необычного зрелища.
И, наконец, страусники – могучие, величественные папоротники, «цветущие» в конце сезона. У страусника обыкновенного (Matteuccia struthiopteris) из центра массивной розетки стерильных листьев отрастают короткие и жесткие спороносные листья, сохраняющиеся до следующего сезона. Особенно хорош такой букет осенью – в обрамлении пожелтевших стерильных листьев.
Спороносные листья страусника восточного (M. orientalis) довольно широкие, с изящно изогнутыми перьями, словно перо жар-птицы.
Несмотря на отсутствие яркой и разнообразной цветовой палитры «цветение» папоротников – зрелище необычное и впечатляющее. И каждому из нас под силу вырастить такие «клады» в своем саду. Так что больше папоротников – хороших и разных!