На фоне портретов, статуй, монументов жанр анималистической скульптуры не уступает. Творчество мастеров-анималистов раскрывает мир природы, куда не вторгается человек, — мир естественный, прекрасный, воссоздающийся в плавных декоративных формах.
В искусстве древних народов изображение человека подчинялось определенным канонам, а животных, напротив, показывали правдоподобнее и точнее. Так, фигурки носорогов, созданные за несколько веков до нашей эры в Китае, по реализму ничуть не уступают тем, какие мы встречаем сегодня на выставках.В средневековье большинству животных отводили низменные роли олицетворения различных человеческих пороков: прочь из священного пространства храмов рвались химеры и всякая нечисть — гротескные фантазии анонимных мастеров. Художники-романтики увлекались схватками, яростной страстью хищников, нападающих на своих жертв.
В сегодняшней анималистике мы не найдем отражения реальной жестокости диких зверей, борьбы животных за выживание. Носороги, бегемоты, быки, отвоевывающие себе место в выставочных залах, не дают представлений об естественной среде своего обитания или столкновений с охотником, укротителем, пастухом. Да и так ли интересно воспроизведение в скульптуре экзотического зверя, сделанного лишь с реалистической точностью и не более того? Рассматривая животное из бронзы или глины, мы видим… человека!
Ныне чисто колористическое изображение животного мало кого волнует — если мы заглянем в залы любой большой выставки живописи, то отметим, что непременной чертой современного пейзажа стали индустриальные мотивы или иные приметы сегодняшнего дня. Анималистический жанр сейчас — явление исключительно скульптурное. Но авторы лучших произведений показывают не просто фигурки зверей, а воплощают в материале художественные образы, олицетворяющие существенные для нашей жизни гуманистические проблемы.