Сегодня поговорим о киотах и об их функциональных и декоративных возможностях.
Киот представляет из себя достаточно простую конструкцию деревянного ящичка с внутренней рамой и защитным стеклом. Вместе с тем эта простая конструкция выполняет важную функцию по защите деревянной доски и красочного слоя иконы от внешних воздействий и обеспечивает поддержание стабильного температурно-влажностного режима, необходимого для лучшей сохранности образа. Если посмотреть на старинные иконы, написанные в XIX-нач.XX вв., то лишь по внешнему виду можно точно определить, был ли у иконы изначально киот. Если он был, то икона ровная, без трещин и без лицевых повреждений от гари и копоти. Если же его не было, то иконная доска может быть выгнута, красочный слой поврежден и нуждаться в более тщательной и долговременной реставрации.
На сегодняшний день существуют достаточно большой выбор киотов: от самых простых массового производства до сделанных по индивидуальному размеру, авторскому рисунку и с добротной ручной резьбой. Мы остановимся на недорогих, но качественных киотах, которые могут позволить себе большинство заказчиков икон. И начнем с классического примера простого киота без резьбы.
Этот киот хоть и лишен дополнительных декоративных украшений, но подходит к большинству икон, не перетягивая внимание на себя. Он лаконичен, доступен по цене и имеет грамотно выполненную внутреннюю рамку, которая оставляет достаточно пространства для циркуляции воздуха, поскольку слишком близкое расположение стекла может быть губительным для красочного слоя иконы.
Немного дороже обходятся киоты с резьбой на внутренней рамке. Если образ выполнен с однотонным фоном и без лишних декоративных украшений, то такой киот будет хорошим дополнением для образа, создавая определенный настрой.
Но при выборе киота с резьбой необходимо учитывать, что внутренняя рамка у него может быть достаточно широкой, поэтому образ по пропорциям должен быть крупным, чтобы смотреться в таком обрамлении гармонично. К примеру, подобный киот с широкой рамкой хорошо подошел к образу св.Серафима Саровского за счет укрупненного лика святого. Если бы он был меньше, то пропорции были бы нарушены, и возникло бы ощущение, что киот слишком велик для этой иконы.
Так же аккуратно следует выбирать киоты с багетной рамкой или с басмой и стразами. В приведенном ниже примере с образом св.Гавриила (Ургебадзе) киот подбирался под требования заказчика, который хотел контрастный внешний контур и наличие басмы с зелеными стразами. За счет цветовых нюансов этот киот достаточно хорошо подошел к образу, что стало видно при примерке иконы. Но иной цвет страз или рисунок на басме, который в данном случае соотносится с грузинской темой, могли бы испортить общее впечатление от образа.
Для икон с ковчегом подходят киоты без широкой внутренней рамки. К таким примерам относятся рассмотренные выше прямые киоты без украшений, но и более дорогие дубовые киоты с резьбой тоже имеют подобную узкую внутреннюю рамку. И за счет деликатной резьбы по краям и скругленным углам выглядят не столь тяжеловесными.
А если используется иконная доска без ковчега, то для такой иконы может быть подобран и богато украшенный дубовый киот с «короной», подобный тому, в который был облачен образ св.Ольги.
Это лишь некоторые примеры, но и они показывают, насколько по-разному может выглядеть образ в киоте и насколько важно правильно его подобрать.
Спасибо!