Пусть книжный червь – жилец резного шкафа –
В поэзии узоры прогрызёт,
Но, уважая вкус владельца-графа, -
Пусть пощадит тисненый переплет.
Роберт Бернс
Какой момент нашей с вами истории считать отправной точкой появления книжного переплета? Сложный и неоднозначный вопрос. Как только появилось письмо люди тем или иным способом переносили его на материальные носители. Начиная с каменных, глиняных, деревянных табличек и памятников археологии до появления бумаги из папируса, пергамента, бамбука, шелка и заканчивая современной бумагой и материалами.
Все исследователи сходятся в одном мнении. Прообразом современных книг стал кодекс, появившийся во II-III веке нашей эры.
Несомненно, что своей формой кодекс обязан деревянным дощечкам, покрытым слоем воска, и соединённым вместе вдоль одного из краев. Такие дощечки использовались для бытовых нужд как записные книжки, а так же применялись для обучения письму. Складывались восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись кожаным ремешком по две (диптих), три (триптих) или по нескольку штук (полиптих). Но для длительного хранения записей они были непригодны.
Все важные документы и художественные произведения оформлялись в виде свитков. Текст в свитках писался только с одной стороны, внутренней. Таким образом значительная часть свитка оставалась неиспользуемой. Листы в свитке скреплялись краями, либо он мог быть изготовлен из одного листа необходимой длины. Существовала и определенная форма оформления свитков. Например, художественные произведения писались таким образом, что свиток приходилось разворачивать горизонтально, а текс был разбит на колонки, разделенные полями. Для прочтения деловых и государственных записей свиток приходилось разворачивать вертикально.
У свитков было два главных недостатка. Нерациональное использование свободного пространства для письма (внешнюю сторону свитка чаще всего оставляли чистой) и неудобство в поиске необходимых фрагментов текста.
Главным достоинством была защищенность свитка от подделки. Из него невозможно было незаметно изъять фрагменты текста или заменить их другими. Именно поэтому государственные бумаги долгое время после распространения кодекса продолжали записывать и хранить в виде свитков.
Появление кодекса, вытеснившего из повсеместного употребления свиток, было связано с изобретением нового писчего материала – пергамента. Гибкий, достаточно прочный и однородный, более гладкий, чем ломкий папирус, пергамент предопределил дальнейшее развитие книги.
Кодекс изготавливали из нескольких сшитых по месту сгиба тетрадей, а тетради из нескольких сфальцованных листов пергамента.
Широкое распространение кодекс получил с IV века. Текст в кодексе располагали иначе, чем в свитке. При прочтении свитка перед глазами читающего текст открывался столбец за столбцом. Обычно в поле зрения было четыре столбца. В кодексе сначала текст записывали так же, но постепенно пришли к двум столбцам или одному, занимавшему всю страницу.
В это же время начинают зарождаться традиции украшения и отделки кодекса. Уже самые ранние кодексы, состоящие всего лишь из одной тетради, имели переплёт, изготовленный из склеенного из нескольких слоёв папируса, который обтягивался кожей, вместо капсул, служивших предохранительной оболочкой для папирусных свитков. Переплёт предохранял книжный блок от повреждений и воздействия времени. Появляются титульный лист, иллюстрации, раскрывающие содержание книги, и декоративные элементы оформления текста.
Вплоть до конца XVII века переплетные крышки изготовлялись из дерева. Снаружи доски обтягивали кожей, которую потом загибали внутрь и закрепляли. Держалась такая книжка на стежках или завязочках. Впрочем, были и чисто кожаные переплеты.
Владельцы ценили в переплете как защитные функции, так и эстетические. К тому же роскошный переплет, украшенный бархатом, атласом и даже драгоценными камнями, был, говоря современным языком, еще и выгодным вложением капитала.
И лишь в начале XIX века можно обнаружить все более заметную в дальнейшем тенденцию к восприятию книги как артефакта, а не только как источника знаний. Мастера вслед за требованиями заказчиков начали снабжать переплеты украшениями, которые, помимо суперэкслибрисов, сообщали переплетам все больше индивидуальных черт, определявшихся вкусами и желаниями владельца.
Характерны для начала XIX века и контрастные кожаные наклейки на корешки, на которых, как правило, указывались автор и название книги, а на многотомных сочинениях - еще и номер тома.
Со временем орнаменты на корешках становились все разнообразнее. Крышки переплетов украшали редко. Декорировали рамками с геометрическим орнаментом либо узкой золотой линейкой. Были примеры использования «мраморной бумаги» на крышках. Такая бумага часто использовалась также для форзацев, а ее раскраска становилась все разнообразнее.
Спрос на индивидуальные переплеты сильно возрос к середине XIX века. В конце столетия переплетные мастерские начали принимать активное участие в различных выставках и ярмарках.
В тот период переплетное мастерство стояло в одном ряду с токарным, слесарным, сапожным и портновским. Собственные переплетные мастерские существовали при монастырях, крупных храмах, других религиозных организациях. В основном они занимались нуждами церковных библиотек, но изредка выполняли и светские заказы. Правда, они не брались за изготовление роскошных переплетов для книг гражданской печати.
К началу XX века характер переплетного дела приобрел черты, близкие к современным.
Подводя итог краткого экскурса в историю хочу упомянуть о другой точке зрения на причины вытеснения свитка кодексом. Ее сторонники полагают, что всему виной религия. Ранние христиане в период гонений изначально оформляли свои религиозные тексты в виде кодексов, таким образом противопоставляя христианство язычеству. Во втором-третьем веках кодексы все же начали проникать в повседневную жизнь. А распространение получили с IV века, как раз в то время, когда в Римской империи начали править первые императоры-христиане. Гонения на христиан прекратились и христианство получило равные права с другими религиями. Затем, во времена Раннего Средневековья, в темный период всеобщей безграмотности, все книжное дело было сосредоточено в монастырях. Основываясь на христианских традициях книги продолжали делать в виде кодекса, как единственно верной и допустимой формой оформления текста. Сохранившиеся пергаментные свитки с трудами античных авторов, "поганых язычников", уничтожаются и заменяются христианскими текстами.