Здравствуйте, уважаемые ценители жостовского искусства!
Мне иногда задают вопросы о жостовский подносах, я постараюсь накоротке ответить на них.
Надеюсь, прочтя эту статейку, вы будете знать некоторые полезные нужности о Жостово.
1. Чем кованый поднос отличается от штампованного.
Самое важное тем, что весь поднос коваль выковывает из цельно листа железа вручную. Молоточком. Кованый поднос - не всегда огромен. Порой, есть миниатюрные по размерам подносы. Как правило, от штампованых кованые подносы отлчаются сложной формой внутренней частью как борта, так и его отворота. Скажу Вам, работа коваля из адских. Холодная ковка - то себе еще удовольствие. Куется т.н. склепка из трех листов, то есть один из главных и сложных этапов коваль ведетодновременно с тремя листами стали, склепанным между собой скобками.
Работа коваля не только трудная и ответственнаяя, она еще и вредная - у многих ковалей выскакивали вены.
Ковалей осталось только два в Жостово, только один, Геннадий Топтыгин, продолжает полноценно работать.
2. Чем отличается авторская работа от массовки.
Это вопрос многоступенчатый.
Смотрите. И частные артели, и жостовская фабрика, ведут свою раоту по трем направлениям.
Первая - массовка. Эта группа подносов, объединенная по времени и композициям у одного мастера. То есть, мастер в течении одного дня, порой на разных формах, выполняет одну и ту же композицию. Эти подносы похожи не только букетом, но и цветовой гаммой. По сути - поток. В конце дня мастер берет чистые подносы, покрытые эмалью и прочищенные абразивом. На них нансится подмалевок (замалевок), т.е. эксиз будущих подносов. С утра мастер забирает их из сушки и заканчивает в течении дня процессы (тенежка, прокладка, бликовка, чертежка и привязка). Эти процессы он должен закочить к исходу дня и, получив новую партию заготовок, нанести на них подмалевок для следующего рабочего дня.
Орнамент (уборку) выполняет другой мастер, орнаментальщик.
Вот почему это называется массовкой.
Вторая. Высокохудожественные. То же самое, в менших количествах, на бОльших по размеру заготовках, с чуть более тщательной пропиской деталей и более сложными разрезами цветков. Но, по сути, массовка.
И массовка, и выкохудожественные подносы пишутся в два дня - вечер первого и весь следующий день. Они - всегда двухслойные. Про однослойную халтуру без замалевка речи даже не поведу, но имеет место быть.
Третья. Уникальные подносы. Периодически мастера берут штампованные подносы и, без ограничения времени выплескиваю на них свою фантазию. Чаще всего такие подносы многослойные - от трех слоев. Но не всегда.
Орнамент делает сам автор подноса.
Лакировка таких подносов чаще всего - три слоя лака.
Композиция может иногда повторяться в разных интерпретациях.
Что такое авторская работа. То же, что уникальная. По сути, нет такого понятия. Его используют такие одиночки как я, у которых композиция может повториться только в том случае, если об этом попросит конкретный заказчик. Но и в этом случае, я всегда предупреждаю - о точно повторении не может быть и речи. Я - фанатик, одержимы своим искусством человек, у меня нет иных берегов и границ, кроме жостовского канона. Который, к слову, мы иногода игнорируем, под наитием творческого вдохновения.
Авторская работа всегда единична.
Мне можно заказать поднос с конкретными, выбранными вами цветами, но расположу я их на подносе так, как мне подскажет сердце и рука. Никаких шаблонов, никаких эскизов. Сразу - кисть и краска.
3. Чем отличаются подносы советского периода от нынешних.
Ничем. Только фантазиями авторов. Ну и лаком. раньше лак был другим, но это еще в середине семядисятых. Лак был лучше и прозрачнее. Эго полировали. Сейчас нет.
Как художник ничего с этим делать не могу. Лаком нам покрывают лакировщики.
Где пишут подносы?
На фабрике - групповы мастерские. Сушка - отдельный цех. Орнаментальщики тоже сидят отдельно. Лакировка - отдельный цех.
Артели и одиночки - по домам. Лакировщик работает на все артели и одиночек.
У меня - своя мастерская. Большая, просторная, с настоящим сушильным шкафом.
Работаю я по 20 часов в день иногда. Никакого потока. Работаю с одной вешью. Просто не могу отрваться. К другому подносу прикасаюсь или при завершении того, с чем работал, либо при сушке конкретного этапа или слоя. Да, нерентабельно.
Я - художник. Меня интересует сначала результат, и только потом - его продажа.
Вот так, в кратце.
Спасибо.
Постскриптум. Ни желания, ни цели обидеть фабричных художников или артельщиков - не было, нет и не будет. Отображение действительности. Все и так все знают. Тем более. что придя с фабрики, многие превращаются в одиночек или работают на артель. Тоже, до глубокой ночи.
То есть, часто это одни и те же художники.
Почему не все работают на фабрике, включая меня?
Нас было около 300 художников. Фабрика обанкротилась и новая фабрика, хоть и правопреемник де-юре, де-факто частник и это тень былой. Не жалкая, нет. Но, тень.
Многие, включая меня не идут туда или отказываются из-за того, что невзирая на современные реалии, план так и есть - план.
Не хочу.