Неприметная и нелюдимая Хелен с недоверием относится к рассказам своего друга о Мельмот Свидетельнице.
Облачко чёрного дыма, обжигающе ледяной взгляд, шелест шёлковой ткани — в ней запутались перепуганные галки, она струится в сточные канавы, — Мельмот была дырой, в которую вливались все грехи этого мира.
Одинокая. Проклятая. Беспощадная.
⠀
Однако чем больше рукописей и хроник читает Хелен, тем сложнее становится провести черту между тем, что происходит на самом деле, и тем, что всплывает из глубин памяти.
История ширится, разрастается, паутиной улавливая в свою бездонную сердцевину всякий свет, добро, надежду.
⠀
Сара Перри рассказывает свою историю в настоящем времени, ведёт её так, что читатель следует по стопам её героев сквозь заснеженную, похожую на искусные декорации Прагу, дышит стылым воздухом в библиотеках и соборах, опасливо заглядывает в тёмные, кажущиеся пустыми (или нет?) подворотни.
⠀Автор, Мельмот, читатель — кто становится свидетелем непонятных и трагичных событий?
⠀
Сара Перри создала роман о национальной гордости и о неприкаянности, о том, как люди маршируют по маленьким лоскуткам земли, втаптывая в неё свои — чисто человеческие — неприязнь и страх, стыд и ненависть, уродуя себя и своих врагов. О тех, кто затачивая перья, на самом деле точили ножи.
⠀«Нет, Тея, никакой Мельмот не существует, никто за нами не наблюдает, мы совершенно одни. А раз мы одни, нам самим нужно взять на себя роль Мельмот: видеть то, что необходимо видеть, и становиться свидетелями тому, чего забывать нельзя».
⠀Страшно ли? Жутко ли читать эту книгу? Совсем чуть-чуть. Однако при наличии изрядной доли воображения — и чувства вины — всё время кажется, что кто-то тихо наблюдает за тем, как ты жадно вчитываешься в строки истории бессмертной Мельмот...
⠀«Надежда есть, и я чувствую её у себя в груди, как боль!»
⠀Молча, со слезами на глазах я дочитывала последние страницы.