2020 год провозглашен Годом народного творчества. К 2024 году планируется осуществить 600 проектов, чтобы укрепить культурное наследие народов России и популяризовать художественные народные ремесла и промыслы. Цель мероприятий, проводимых в рамках нацпроекта «Культура», — не только сохранить традиции промыслов, но и стимулировать развитие современных направлений народного творчества, а также привлечь к нему новых мастеров и почитателей. В рамках нацпроекта поддержку уже получили 123 организации.
Из артели в арт-кластер
По мнению Алексея Баранова, куратора конкурса «Гжель 2.0» и члена Союза дизайнеров, сейчас приемлемый формат для ремесленных предприятий — это арт-кластер. Действующей модели кластера пока нет, но есть примеры, когда артели объединяются и производят современную продукцию. Так, суздальская «Дымов-керамика», другие артели, хорошо разрабатывают коммерческую составляющую производства и монетизируют свой промысел. Баранов подчеркнул, что модель кластера не должна коммерческий компонент делать культом, главное в деле все же люди. Именно человек, личность является носителем традиций, и только мастер может передать будущим поколениям свои знания и навыки. Эксперт сказал, что вопрос о кластерах обсуждается и в рабочем порядке, и в Союзе дизайнеров. Сейчас нужны регламенты, которые позволят мультиплицировать идею в разных городах и привлечь к ней людей.
Основные проблемы
- Общая разобщенность НХП и разобщенность в пределах одного промысла. Кооперация нарушена, из-за чего, например, гжель сейчас — это 5-7 предприятий, каждое из которых придумывает свою гжель.
- Устаревшая материально-техническая база. Промыслы — это чаще ручной труд, но нужно привлекать к нему современные технологии. Также надо внедрять в производство такие понятия, как эргономика, функциональность, эксплуатационные характеристики, следить за трендами, но без крайностей.
Как решать задачи?
Во-первых, к промыслам нужно приобщить дизайнеров, которые привлекут внимание к продукции и помогут сделать ребрендинг. Но тут, как говорит профессор МГХПА Ралия Мусина, нужен выверенный баланс между сохранением вековых традиций и дизайнерскими инновациями. Дизайнер прежде всего должен удачно вписаться в контекст промысловых традиций, преемственности и уже на этой основе популяризировать ремесло. Не исключено также и параллельное развитие собственного дизайнерского проекта. Родник традиций должен при этом остаться чистым и не терять свою специфику.
Управляющий проектом «Лилии Александра Васильева» Елена Резник считает, что промыслам надо избавляться от архивности и двигаться к тенденции утилитарной модности и медийности. Нужна также работа с аудиторией, так как без потребителя ремесло не имеет смысла. И еще надо искоренить стереотип, что промысел — это экзотика для иностранцев из «бабушкиного набора», для этого требуется организовывать современные точки продаж.
И мастера, и эксперты считают, что НХП нужен толчок, который сохранит вековые традиции народных промыслов и ремесел и выведет их на новый уровень развития.