По случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) хотим рассказать вам о редкой и малознаемоей іконе Покрова Пресвятої Богородиці. На этой иконе представленная с крыльями Пресвятая Дева раскрывает над коленопреклоненными верными свой плащ-покров. Под благословением Богородицы изображены (слева направо):
- Лазарь Баранович, архиепископ черниговский с 1657 г., украинский церковный деятель, просветитель и писатель,
- русский царь Алексей Михайлович
- и - у него за плечом - Богдан Хмельницкий.
Украинские казаки издавна почитали Богоматерь. Вот что пишет об этом известный украинский историк Д.І. Яворницький:
"У казаков, как людей военных, определённые святые и праздники пользовались особым уважением, а именно: икона Покрова Богородицы, Архистратиг Михаил и Николай Чудотворец. В честь Покровы Пресвятой Богородицы всегда возводили храмы в Сечи - этот Праздник имел для казаков двойное значение: под Покровом Богородицы запорожцы не боялись ни вражего огня, ни грозной стихии, ни морской бури; под Покровом Приснодевы они оставались неженатыми воинами-аскетами и свято выполняли главный девиз своей жизни - защита Православной Веры." (Історія запорозьких козаків, Львів, том 1, 1990. С.223).
Подобное аллегорическое изображение на иконах Покрова объединения Украины и России было популярно в XVII веке. Таким образом подчеркивалась религиозная основа союза двух православных народов. Судя по изображению, союз равноправный. Можно также предположить единство духовных и светских властей, которых равно благословляет Матерь Божия.
Надписи на рамке вверху и на фоне — «Покрой нас кровом крилу Твоею» и «Покрыю ихъ яко познаша имя Мое» (Пс. 90) — вместе образуют своего рода диалог. Под крыльями текст: «Дани быша жене два крыле орла велика», указывающий на литературный источник этой иконографии — Апокалипсис, Х1I:4. Внизу иконы помещены вирши, что нередко встречается в русских иконах со второй половины XVII в.:
"Ведущих пресвятое и|мя] Твое, Мати, обещаешь покровом св[оим] покрывати. Аз всегда Мариею Те|бе] нарицаю. Покрый мя убо яко и[мя] Твое знаю."
Икона ныне находится в Государственном музее украинского изобразительного искусства в Киеве ("дом Городецкого со львами"), а стиль в изобразительном искусстве называется "украинское барокко".
Первое изображение Апокалиптической Жены в виде Богоматери с крыльями (в близком варианте) было напечатано в выдающемся памятнике украинской книжности — Киево-Печерском патерике (1661 г.) в составе сложной иконографии. Неоднократно появляется сюжет и в других киевских изданиях второй половины XVIIв. В «Руне Орошенном» этот сюжет становится самостоятельным, а в начале XVIII в. появляется в иконописи.
В «Руне Орошенном», содержанием сказания о чудесах «Ильинская Черниговская» иконы Богоматери, нравоучения и беседы на мариологические темы, можно найти последовательную интерпретацию необычного для православия образа Пресвятой Девы. Тема предстательства Пресвятой Девы, буквально отразившаяся в иконографии «Покрой нас кровом крилу Твоею», где Дева Мария своим плащом покрывает верных, подробно комментируется свт. Димитрием: «ащеи Прес (вя) тая Богородица душевную наготу нашу покрыши греет мысленно, яко событися о ней словесем приточниковым: все у нея одеяны, суть сугуба одеяния сотвори, от ея бо утробы плоть исткася Христова, иже есть нам облечением нетленным» (Свт. Дмитрий Ростовский. Руно Орошенное. Чернигов, 1683. Л. 5 об.).
В одной из последних бесед этого сочинения Дмитрий Ростовский объединяет образ Апокалиптической Жены с темой «Покрова»: «„.Мати нашей Преблагословенной даны быша два крыле Орла великаго, то упованием яко она покрыетъ ны кровом крилу своею, извещаемся о покровительстве ея от Андрея стаго Юродивого, сей виде ю въ влахернстей церкви людие покрывающую...» (Л. 87об. —88).
В этой иконографии заложено принципиальное для православия отличие от традиционного понимания образа Апокалиптической Жены. По толкованию преп. Андрея Кесарийского к главе 12:14 Апокалипсиса, Жена, которой даны были «два завета, или два крыла орла», — это Церковь. В русских рукописных Апокалипсисах в строгом соответствии с этим толкованием, в иллюстраци-яхглавы 12:14, изображается не Богоматерь, а крылатая Жена, олицетворяющая Церковь. Видимо, нетрадиционная интерпретация главы 14:12 из Апокалипсиса помешала широкому проникновению этого сюжета в русскую иконопись. Но, тем не менее, этот сюжет появляется и в искусстве других православных стран Европы.
Ныне на Украине в праздник Покрова отмечается День Козацтва.