Здравствуйте, дорогие друзья! Хочу продолжить вас знакомить с достопримечательностями города Железноводсква, где мы отдыхали в сентябре. Первая часть отчёта находится здесь:
Одной из главных достопримечательностей Железноводска является Каскадная лестница.
Каскадная лестница (верхняя часть) была построена в 1936 году. В 2019 году была проведена масштабная реконструкция. В течение 6-ти месяцев «Каскадка» превратилась из 200 метровой в 900 метровую. Теперь Железноводская каскадная лестница считается самой длинной каскадной лестницей в южной части России.
Посреди курортного города возвышается настоящий дворец — бывшая резиденция Бухарского эмира.
Правитель Бухарского эмирата Сеид Абдулахад-хан возглавил государство уже в то время, когда оно находилось под протекторатом Российской империи. Но Россию среднеазиатский властитель любил. И часто путешествовал по стране в теплое время года — приезжал в Крым и на Кавказ отдыхать и поправлять здоровье. Впервые он оказался на Кавминводах и в Ялте в 1894 году — и с тех пор не пропускал почти ни одно лето. Встречали его всегда по-царски. И эмир не оставался в долгу — щедро платил за лечение, жертвовал большие средства на благотворительность. В итоге Сеид обзавелся двумя дачами в России: в Ялте и в Железноводске. Он любил Россию, дружил с Александром III, а потом и с Николаем II тоже. Эмир имел звание генерал-адъютанта и генерала от кавалерии. Числился он по Терскому казачьему войску, где был наказным атаманом. Обычно на Кавказе Сеид останавливался в Пятигорске в гостинице «Старо-Европейская», где снимал 30 комнат для слуг. Но однажды Сеид заехал в Железноводск — вместе со свитой и женой, которую он всегда брал с собой, несмотря на то что официально у Эмира Бухарского их было двадцать. В Железноводске он остановился на даче генерала фон Клугенау возле Городского казенного парка. Место Абдулахад-хану так понравилось, что в том же году он обратился с прошением к Николаю II разрешить ему купить участок под строительство летней резиденции.
Резиденция — целый комплекс зданий, соединенных переходами и лестничными пролетами. В основном дворце, голубого цвета, с башенками и золотым куполом, эмир собирался принимать вельмож. Другое здание не такое парадное, но с красивой башенкой и украшено майоликовым поясом. Майолику — расписанную глазурью обожженную глину — изготовили в Петербурге по заказу эмира. Изучать рисунок мастера ездили в Бухару. Башню эту назвали Башней смерти: якобы с нее собирались скидывать неверных жен.
С дворцом связана и другая печальная легенда. Говорят, что Сеид все-таки не стал использовать дачу, посчитав место недобрым. — Есть версия, что, когда велись строительные работы, с лесов упали трое рабочих, по другой версии — разбился один рабочий, резчик из Хорезма. Земляная стена осыпалась, и еще троих рабочих завалило насмерть. Говорят, что эмир Бухарский был очень суеверен, и больше не решался приезжать сюда, в это гиблое место, — рассказывает Быстрицкая. После несчастного случая на стройке работы временно приостановили, а на архитектора подали в суд. Но строительство дворца все-таки довели до конца. Только Сеид Абдулахад-хан до его окончания не дожил — умер в 1910 году то ли от инфаркта, то ли от отказа почек.
Дворец перешел по наследству его сыну. Сейид Алим-хан в Железноводск приезжал, но отказался от владения в пользу царской семьи. Тогда это была уже обставленная дача. В Железноводском краеведческом музее сохранились буковые стол и кресло в восточном стиле — из внутреннего убранства дворца. Резиденция эмира стала санаторием для неимущих дам — педагогов, работавших при «Человеколюбивом обществе императрицы Марии Федоровны». Они воспитывали сирот, а здесь лечились и отдыхали. Но как благотворительный санаторий дворец просуществовал только один сезон. Началась Первая мировая война — и в здании разместили лазарет. А после революции в нем был дом отдыха и санаторий им. Бухарина, потом переименованный в санаторий им. Тельмана. Сегодня покой удивительной красоты здания за чугунным резным забором все так же охраняют могучие львы. Арабская надпись на арке гласит: «Мир входящему».
Пушкинская галерея в старые времена принимала знаменитых гостей. Здесь пели Шаляпин и Магомаев, танцевала Дункан. Теперь она — символ Железноводска.
Ее открыли 20 мая 1902 года. Местные газеты тогда писали: «Железноводская галерея — новое, только что законченное обширное здание, представленное для развлечения публики, для танцевальных вечеров и спектаклей». Изначально галерею назвали Железной и лишь через год, когда Россия отмечала 65-летие со дня смерти Александра Пушкина, ее переименовали в Пушкинскую. В 1820 году поэт посещал Железноводск.
Неподалеку от Пушкинской галереи в Курортном парке Железноводска можно увидеть окрашенный в голубой цвет крытый павильон с колоннами и куполообразной крышей. Это Славяновский бювет. Он был построен архитектором А. М. Моделем на месте Славяновского источника и использовался с 1917 года.
Название источника говорит о его открывателе: инженер-гидрограф Н. Н. Славянов занимался изучением минеральных ресурсов Железноводска. Он предложил применить глубокое бурение для вывода минеральных вод на поверхность. Расчеты талантливого инженера оказались верны: в начале 1914 года с глубины 120 м пошла горячая минеральная вода. Через два года воду заключили в трубы и начали строительство бювета. По проекту А. Моделя была также обустроена прилегающая площадка и открытые павильоны для приема воды.
Вода Славяновского источника – самая популярная вода Железноводска. По составу она сравнима с водой курорта Карловы Вары и может применяться как столовая.
Спасибо за внимание, друзья!
Продолжение следует.