Всё было встарь, всё повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг.
Tristia. О. Мандельштам
Поводом для этой публикации послужила маленькая трагедия, приключившаяся на виртуальных просторах «ЯМ»…
Как-то, листая страницы с новинками, я увидела симпатичную вещицу и зашла в магазин мастера полюбопытствовать о подробностях. Вместо описания вещицы – боль, гнев и отчаяние мастера. Оказалось, что он стал жертвой плагиата. Какие-то бесчестные умельцы стали делать и выставлять на продажу на «ЯМ» точно такие вещицы. Мастер был безутешен в своем горе… Некоторое время спустя, я рылась в «пыльных архивах» дизайнеров на Yahoo и снова наткнулась на эту симпатичную вещицу…
Понятие «плагиат» имеет «неодобрительную» эмоциональную окраску. Присвоение авторства – это не хорошо. Но если воспарить над дефинициями, то вся социальная история человечества – история плагиата в искусстве, науке, политике, религиях. Идеи, мысли, образы, которые представляются как абсолютно новые, свежие и уникальные, уже «бродили» во множестве других умов…
И все же… плагиаторство – увлекательнейшая игра, когда вдохновение, нежданное, незванное, негаданное, прилетает как ночная бабочка на свет лампы, и «из сумасбродства моего вдруг возникает» удивительно гармоничное решение для маленького пространства форм и цвета.
Моя игра в плагиат вдохновляется работами дуэта дизайнеров Gerda и Nicolai Monies: мне очень близки скульптурные, эмоциональные образы, которые создают дизайнеры в своих украшения.
Философия и конструктивные принципы, которые исповедуют Monies, очень просты:
1. Украшения должным быть заметными, а вследствие этого – масштабными… и немного провокационными.
2. Никакого насилия над формами, цветом и фактурой материалов. Кораллы, натуральная кость и рог, дерево, полудрагоценные камни, раковины моллюсков, окаменелости, раритетные артефакты и … современные полимерные материалы. И все это сплавляется талантом Monies в мощные полифонические конструкции, где каждая бусина «поет» свою собственную партию. Аммониты раскручивают вечную спираль времени, резной нефрит скорбит о былом величии восточных империй, кораллы грезят о садах барьерных рифов, эбен тоскует о влажных африканских тропиках…
У Monies гармонично «звучат» не только свободные формы, но и простые геометрические фигуры складываются в драматические образы. Потрясающее колье из черных кубиков эбена… Стена плача, граница двух миров…. Кому как ближе…
Но вернемся к игре в плагиат. Правила просты: а) «докопаться» до конструктивного принципа, алгоритма лежащего в основе работы Monies; б) вдохнуть эту конструктивную «искру» в собственное украшение.
Итак, приступим … Препарируем одно из моих любимых Monies.
Все просто: эбен цвета черного шоколада и акрил «чистой воды». Симметрия отсутствует. Все бусины имеют различную морфологию, но гладкую поверхность. Трагическая непреклонность веры…
«Эвридика», результат игры в плагиат (не могу ничего поделать с моей слабостью давать имена своим бусам), в котором использован тот же алгоритм. Предрассветный туман розового кварца и черный турмалин.
Еще одно лаконичное украшение Monies. Бусины черного эбена неопределенной, но очень тщательно продуманной формы, разделены узлами. Все. Большего ничего. Зловещая элегантность Черного лебедя… Безысходность Макбета… Смерть желаний…
Лаконичность этой монохромной, «скупой» по форме, трагической композиции Monies я использовала в своем украшении «Леди Макбет». Крупные цилиндрические бусины из черного рога и яркие алые бусины коралла «мятой» формы.
И еще один результат игры в плагиат. "Данакиль". Граб, эбен и пластиковые бусины, очень удачно имитируюшие слоновую кость. (Граб подвергается специальной термической обработке, что придает ему сходство с благородным эбеном и тонкий аромат обжаренных кофейных зерен).
Еще один эбен от Monies. Крупные цилиндрические бусины из эбена с грубым поверхностным рельефом, имитирующие палеолитические артефакты, «встречаются» с друзой снежных кристаллов. Вариабельность форм сведена к минимуму, эмоциональный контраст «рубленной» поверхности эбена и правильной геометрии кристаллов, сверкающий центр симметрии. Сублимация чувств… Сияние чистого разума…
На контрасте поверхностного рельефа дерева и камней я «построила» свое украшение "Путорана". Грубой огранки деревянные бусины из граба цвета черного шоколада. Коричневый заринит с малахитовой звездочкой и два серо-голубых волнистых агата.
Эту игру контрастов я использовала еще в одной работе. «Мой ласковый и нежный зверь». Халькопирит с лилово-синим металлическим отливом и нежно-розовый цветок халцедона.
Monies удается создавать эмоционально насыщенную атмосферу в своих работах и без контрастных форм, цветов и фактуры. Например, вот это украшение из лабрадоритов. Спокойная серо-синяя зеркальная гладь воды... И вдруг - яркие вспышки ослепительной голубой иризации... Возвращение давно забытых воспоминаний...
Или вот это украшение из хризоколлы с ярким "палеолитическим" ароматом... Бусины абсолютно свободной формы, как камешки, собранные на берегу затерянного острова. Бирюзово-голубая вода, ослепительное солнце и тихий шепот песка...
В результате игры в плагиат появился вот такой вариант из хризоколлы и апатитов. "Земля в иллюминаторе".
И напоследок о "кристаллической форме жизни"... Удивительные украшения, собранные из кристаллов с загадочным внутренним миром. Золотистый раух-топаз, каждая бусина несовершенна по форме, но все вместе - наваждение...
Кристаллов у меня не оказалось, но были осколки аквамарина скучного бледно-зеленого цвета. Скуку развеял розовый кварц и розовый опал. Получилось нежно и печально. "Офелия, о нимфа..."
В правилах моей игры в плагиат есть два исключения. Они связаны с двумя замечательными особенностями работ Monies.
1. Отсутствие фурнитуры.
Ярмарочные украшения всегда, как каша маслом, обильно сдобрены всевозможными шапочками, коннекторами, разделителями и т.п. С моей точки зрения (совершенно не претендующей на вселенскую универсальность), фурнитура «дробит» образ украшения. Отсутствие фурнитуры в работах Monies определяет их скульптурную монолитность, эмоциональную целостность. Я в своей игре тоже пыталась избавиться от фурнитуры. Не получилось, к сожалению, из-за технических проблем. Крупные бусины не всегда хорошо «лежат», а у меня нет возможности «подгонять» элементы украшения «друг к другу» по форме. Поэтому приходится использовать мелкие, незаметные шапочки и разделители. Хотя эти мелкие элементы «молча» выполняют свои механические, соединительные функции, без них вещь все равно звучит по-другому...
2. Застежки.
У Monies это не просто элемент, замыкающий нить украшения в круг, а завершающий аккорд в симфонии форм и цветов. Застежки из рога, эбена, кораллов, антикварного резного нефрита…
К сожалению, это еще одно исключение из правил игры в плагиат. Приходится пользоваться тривиальными карабинами и крючками. Ну, что же, в правилах любой игры бывают исключения…
Но это уже не важно... Игра в плагиат сделала меня свободной... Игра продолжается...