Мы знаем, что есть в древнескандинавской мифологии — валькирии, девы-воительницы, которые изображаются в доспехах, шлемах, со щитами и копьями. От блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникают всполохи северного сияния.
Валькирий, по различным источникам, насчитывается либо девять, либо тринадцать, хотя до нас дошло 27 их имен.
Они красивы необыкновенно и всегда реют над полем битвы, чтобы отнести павших в чертоги Одина — Вальхаллу.
Валькириям свойственны романтические истории. Они могут влюбиться в простых смертных и нарушить приказ Одина. А еще историки пишут, что вполне возможно, что это были девушки-рабыни, которые на похоронах знатных викингов услаждали сексуальные потребности отмечающих тризну, а затем отправлялась к эйнхериям в Вальхаллу.
Это дворец павших, принадлежавший верховному богу древних скандинавов Одину — место пребывания павших в сражении, роскошные палаты в Гладахейме, окруженные рощей из деревьев с золотыми листьями. Над главной дверью, на западной стороне дворца, который был так высок, что нельзя было видеть его кровли, висел, как символ войны, волк, а над ним — орел (священные животные Одина).
В самих палатах Одина, увешанном щитами на остриях мечей, было 540 дверей и через каждую из них входили по 800 павших героев в ряд. Доступ в Вальхаллу получали только павшие на поле боя, однако это правило не относилось к королям.
Павшие викинги — эйнхерии — развлекались тем, что каждое утро, с пением петухов, выходили на бой между собой, но в полдень все раны заживали и герои садились за стол под председательством Одина. Вино — вот Одину еда и питье.
На Руси мы привыкли говорить исключительно о мужчинах-богатырях.
Имена первой «тройки» известны всем — это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.
А вообще-то богатырей делят на старших и младших.
Старшие пришли к нам из дохристианских времен, а вот младшие жили уже во время князя Владимира. У них уже не сверхъестественный облик, а вполне человеческий образ, а записи в летописях указывают на то, что происходящие в былинах события, были вполне реальными.
Помимо первой «по рейтингу» тройки, также широко известны богатыри Святогор, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Дунай-богатырь, Василий Буслаев и Никита Кожемяка.
Есть и псевдо-богатыри.
Один из их — болтун и позер Аника воин, который лишь рассказывает о своих свершениях и ничем особым похвастаться не может. Зато он с легкостью обижает слабых. За это его пристыдила сама смерть. В битве с ней Аника и погибает.
Но самое удивительное, что валькирии были и на Руси. Только называли их богатырки. Могли они соревноваться в силе и подвигах с богатырями-мужчинами. Это, например, старшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича и жена Ставра Годиновича — Василиса Микулишна, и кузнецкая дочь Любава Микулишна, старавшаяся «оградить край родной от нашествий».
Самое удивительное, что такие богатырки — девы-воительницы — существовали в реальности. Так, Лев Диакон, византийский историк, писал о том, среди павших на поле брани были обнаружены многие «девы битв» — славянские валькирии.
Появляются богатырки и в сказках. Самая известная — Синеглазка, у которой Иван-царевич крадет молодильные яблоки.
Практически во всех сказках, связанных с богатырками, есть сексуальный подтекст в большей или меньшей степени.
Но самая «крутая» среди богатырок — Настасья Микулишна, жена Добрыни Никитича.
Богатыри, как известно, то и дело бьются и дерутся. И вот решил как-то Добрыня, победив змея поганого, вступить в бой с богатырем огромным.
И…. Потерпел сокрушительное поражение. Богатырем тем оказалась Настасья Микулишна. Недолго думая, Настасья «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя, сунула богатыря себе в карман, и уж потом только начала думать — а что там у нее в кармане шевелится
И принимает Соломоново решение — посмотреть на супротивника: если хорош он собой — замуж за него пойдет, а если не по нраву придется – голову отсечет.
Достаёт она Добрыню на свет божий, тот ей нравится, и она решает выйти за него замуж. Правда, былина умалчивает — силком ли богатырка поволокла его к венцу
Вот такие есть параллели в мифах, былинах и сказках разных народов.
Автор Наталия Будур. Из книги «Секреты русской сказки — от Белогорья до Лукоморья».