Это событие самое трагичное, но от этого не менее прекрасное. Возвращаясь из голодной ссылки с семьёй домой. Василий, обнимая жену и детей, любовался расцветающей весенней природой. Прохладный ветерок нёс аромат цветущей черёмухи и долгожданной свободы.
Полноводный Нарым бурлил и клокотал порогами и остатками истаявших льдин. Северная природа торопиласьё цвести и плодоносить. Все деревья и кустарники жадно обновлялись и отрастали, с ещё не стаявшим за долгую и морозную зиму снегом.
Огромная грузовая баржа переполнена семьями с детьми. Все они возвращались с Нарымской ссылки. У Василия с семьёй ссылка самая короткая и лёгкая из всех возможных. Поэтому старенькая, но ещё добротная одежда их хорошо согревала. Остальные же ссыльные выглядели ужасно. Исхудавшие, почерневшие от непосильного труда и недоедания. Одетые в лохмотья, которые не могли хорошо прикрыть замёрзшие в цыпках тела. Люди шатаясь, стояли у поручней. Народу так много, что не куда даже присесть. Продрогшие до костей, женщины, мужчины и дети жадно вглядывались в туманную даль. Через несколько часов покажется родной берег. Там горят костры и варится для них похлёбка. Там им выдадут целую одежду и сытно накормят. Кого то отправят дальше. А местных встретят родные и знакомые. Там на берегу они могут передвигаться свободно! Они будут счастливыми! Они и сейчас уже свободны и всем выдали документы. Они столько выдержали! Осталось лишь немного потерпеть.
Именно в такой момент наивысшего напряжения человеческих чувств и сил, обессиленные родители не сумели удержать маленькую дочь, и она упала за борт. Прямо в ледяную глубокую полноводную реку. На несколько мгновений все оцепенели. Не смотря на то, что баржа двигалась очень медленно. Девочку относило течением всё дальше и дальше. При этом она громко кричала и звала на помощь. Ей кидали на верёвках спасательные круги. Но всё было тщетно. Девочка боролась со стихией. Волны полностью накрывали её, но через некоторое время она вновь оказывалась на поверхности. Протягивала руки навстречу людям, прося о помощи. Люди держали родителей несчастной девочки, не давая им придти на помощь. Для истощённых родителей это была бы однозначная гибель.
Василий очень хорошо плавал с детства. Бывало всех мальчишек обгонял во время заплывов. Теперь бережно отцепив побелившие пальцы жены от своего рукава. Прошептал, что бы берегла детей. Крепко поцеловав любимую и детей, кинулся в ледяную быстрину. Доплыл до девочки. Вернулся с ней к высокому железному борту баржи. Привязал её к спасательному кругу.
Девочку он спас, из последних сил помогая вытолкнуть её на баржу, а сам, обессиленный и охваченный судорогой ушёл под воду.
Василий не мог поступить иначе. Он не мог отвернуться, когда ребёнок звал о помощи и захлёбывался в ледяной воде. Он просто не мог пройти мимо человеческой беды.
Когда спасённая девочка выросла, она разыскала семью Василия, и низко поклонилась им, благодаря за спасение.
Первое событие. Помощь при репрессиях