Ювелирная фабрика Павла Акимовича Овчинникова была основана в 1853. Продукция фабрики отличалась высоким художественным уровнем. Фабрика Овчинникова первой в Российской Империи стала выпускать изделия в древнерусском стиле.
Авторами моделей продукции Овчинникова были известные скульпторы и художники: И. Монигетти, А. Опекушин, Е. Лансере, В. Васнецов. Известно, что Овчинников платил своим рисовальщикам от 6 до 10 тысяч рублей в год для поддержания высокого уровня выпускаемых изделий.
Первые 10 лет фабрика выпускала предметы для богослужений: напрестольные Евангелия и кресты, хоругви, лампады, оклады для икон, дарохранительницы, паникадила, богослужебные сосуды и другую утварь для храмов.
Императорская икона Христа Вседержителя, серебро с позолотой и перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1884 г., подарена в 1888 г.
Эта икона принадлежала царской семье и хранилась в Гатчинском дворце. На оборотной стороне есть дарственные надписи: «От гвардейцев их Императорским Величествам» и «По случаю чудесного спасения во время крушения императорского поезда».
17 октября 1888 года императорский поезд с императором Александром III, его женой Марией Федоровной и их детьми сошел с рельсов под Борками, возвращаясь в Санкт-Петербург. Ужасающая авария унесла жизни двадцати одного члена императорской свиты, еще тридцать семь человек были ранены. Во время аварии императорская семья, за исключением великой княгини Ольги Александровны, ела в богато обставленном вагоне-ресторане в сопровождении некоторых ближайших придворных. По не выясненным причинам поезд сошел с рельсов, и несколько вагонов рухнули под откос. Великая княгиня Ольга вспоминала ужасную сцену в своих мемуарах: «Я оказалась у подножия крутого склона, по которому скатилась карета. Я встала на ноги и оглянулась. Я видела, как истекающие кровью люди кувыркались и падали вслед за мной…. Это было ужасно…. Я думала, что все мои близкие погибли». Удивительно, но ни один член императорской семьи не пострадал, хотя любимая собака императора — Камчатка, лежавшая у ног хозяина, погибла на месте.
В память о чудесном спасении императору и другим членам семьи были подарены многочисленные иконы. Икона была важной семейной реликвией до 1917 года, но после революции, очевидно, она оказалась среди вещей императорской семьи, которые были проданы на европейском антикварном рынке. В 1928 году Гатчинскому дворцу-музею было предложено составить список предметов для продажи за рубеж, в списке оказались «одиннадцать икон и две складные иконы XIX века, подаренные Александру III и Марии Федоровне в знак их побега из крушения поезда в Борках».
Императорская икона Святого Николая Чудотворца. Серебро, позолота, Овчинников, Москва, 1890 г.
На оборотной стороне имеются таблички с надписью: «Его Императорскому Высочеству цесаревичу великому князю Николаю Александровичу от жителей Гатчины в память о благополучном возвращении из путешествия» и «Безопасное избавление от угрожающей опасности в Оцу, 29 апреля 1891 года».
Эта икона связана с одним из значительных событий в России конца XIX века — покушением на Николая II, когда он еще был наследником престола. Так называемый «инцидент в Оцу». Событие, поставившее под угрозу международные дипломатические отношения с Японией, произошло в конце большого дипломатического путешествия. 23 октября (4 ноября) 1890 двадцатидвухлетний цесаревич Николай Александрович выехал из императорского дворца в Гатчине и направился на поезде через Вену в Триест, где перешел на борт крейсера «Память Азова». Такой маршрут был выбран, чтобы избежать дипломатических трудностей с Османской империей, контролировавшей проливы Босфор и Дарданеллы. Дальше была Греция, Египет, Суэцкий канал, Индия, Цейлон, Сингапур, Ява, Сиам, Китай. И, наконец, прибые в Нагасаки 15 апреля (27 апреля) 1891 года.
В дневниках Николая того периода записано, насколько ему нравились посещения храмов и садов Нагасаки, Осака и Киото, где он и его двоюродный брат, принц Греции и Дании Георг (1869–1957), ночевали в традиционной японской гостинице. 29 апреля (11 мая) Николай с небольшой группой сопровождавших отправился посетить исторические места вокруг деревни Оцу. Вот как описал Николай эти события в письме к матери: «Мы не прошли и двухсот шагов, как внезапно японский полицейский бросился на середину улицы и с мечом обеими руками, ударил меня сзади по правой стороне головы! Я закричал по-русски: «Чего ты хочешь?» и перепрыгнул через рикшу. Обернувшись, я увидел, что он снова приближается ко мне с поднятым мечом, поэтому я побежал по улице так быстро, как мог, нанеся руку на рану на голове. Я попытался спрятаться в толпе, но они тут же убежали, и мне пришлось снова броситься наутек, чтобы убежать от преследующего полицейского. В конце концов, я остановился, обернулся и увидел в десяти шагах от меня дорогого Джорджи [принца Георга] с лежащим у его ног полицейским, которого он сбил с ног одним ударом своей трости. Дорогая мама, если бы Джорджи не было в рикше позади меня, возможно, я бы никогда больше тебя не увидел! Но Бог пожелал иначе! Когда этот монстр упал, на него набросились двое водителей рикши». В России известие о нападении на наследника престола вызвало большой резонанс. Всю оставшуюся жизнь семья отмечала дату его спасения. Эта икона является напоминанием о роковых событиях. Святому Николаю приписывают многочисленные чудеса, в которых он спас несправедливо осужденных от смерти. Иконы, изображающие жизнь Святого Николая, часто изображают жест, когда святой протягивает руку, чтобы остановить меч, опускающийся на шею осужденного. Жест, который напоминает о вооруженном нападении в Оцу. Этот инцидент останется важным и столетие спустя. Кровь из носового платка цесаревича была использована в 1991 году в качестве основы для анализа ДНК, проведенного для идентификации тела Николая II.
Императорская позолоченная серебряно-эмалевая икона-триптих с изображением Святой Ольги. Овчинников, Москва, 1895 г.
На центральном панно изображена Святая Ольга, крылья расписаны Богородицей Знамения и Великомученицей Святой Екатериной. Верхняя часть украшена символом Святого Духа. На реверсе надпись: «От жителей города Царского Села, 3 ноября 1895 года». Этот триптих был подарен Императору Николаю II и Императрице Александре Федоровне горожанами Царского Села по случаю рождения их первенца, великой княгини Ольги Николаевны, 3 ноября 1895 года. Икона имеет особое значение, потому что любимый дом императорской четы — Александровский дворец находится в Царском Селе, и здесь родилась юная великая княгиня.
Икона-триптих из позолоченного серебра с перегородчатой эмалью, в центре которого изображена Казанская Богородица, в окружении мученицы Святой Наталии и апостола Петра, верхний центральный регистр с изображением Христа Вседержителя в круглом медальоне, каждая панель обрамлена бусинной эмалью и тонко расписанными эмалевыми цветами и листьями, П. Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Русская позолоченная серебряная икона-триптих. Центральная панель расписана Благовещением, левая панель — двумя святыми епископами, а правая — святым Пантелеймоном и святым монахом. Овчинников, Москва, 1887 г.
Икона-триптих из позолоченного серебра с перегородчатой эмалью с изображением Христа Пантократора в окружении св. Николая и св. Фоки, написанных на серебре, внутри оправ. П. Овчинников, Москва, около 1885 г.
Серебряно-эмалевая икона-триптих с центральным изображением Христа Вседержителя, в окружении Ангела-Хранителя и избранного святого. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Русская икона святого Иакова Праведника и святой Елены с серебряным золоченым окладом, Овчинников, Москва, около 1910 г.
Икона Казанской Богородицы, Дмитрий Александров, Москва, середина XIX века. Оклад 1870 года, М. Овчинников.
Святой Сергий Радонежский. Серебряная позолоченная икона, украшенная перегородчатой эмалью работы П. Овчинникова, Москва, 1896 год.
Икона Христа Вседержителя, серебро, позолота, перегородчатая эмаль, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Святая Мария Магдалина. Серебряная позолоченная, украшенная эмалью икона с изображением Марии, держащей два нарцисса. Ее поза напоминает траурное положение под крестом, лицо выписано нежно и натуралистично. Фон из голубой эмали по скани, вероятно Овчинников, около 1890 г.
Икона Христа Вседержителя, серебро, эмаль и жемчуг, Овчинников, Москва, около 1895 г.
Икона Владимирской Богородицы, серебро, позолота, эмаль и жемчуг, Овчинников, Москва, 1890 г.
Позолоченная серебряно-эмалевая икона Василия Великого, Овчинников, Москва, 1872 г.
Позолоченная серебряная икона Мандилион с перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1872 г. Спас Нерукотворный или Мандилион - особый тип изображения Христа, представляющий его лик на убрусе (плате).
Серебряная позолоченная икона «Святой Дмитрий Ростовский», украшенная и перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1891 г.
Позолоченная серебряная икона Казанской Богородицы, украшенная эмалью и жемчугом. Приписывается Овчинникову, Москва, около 1900 года.
Серебряно-эмалевая икона Божией Матери Одигитрии, Овчинников, Москва, около 1890 г.
Икона Христа Пантократора с серебряным окладом, украшенным перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Евангелие. Серебряный позолоченный оклад, украшенный гравировкой и чернью. Овчинников, Москва, 1868 г.
Панагия из серебра с позолотой и перегородчатой эмалью, Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Икона Ангела-Хранителя в стиле 15 века. Серебро с позолотой и эмалью. Овчинников, Москва, около 1890 г.
Серебряная позолоченная икона Казанской Богородицы, украшенная перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная эмалевая подвеска с полихромным изображением Ангела-Хранителя, несущего крест и приносящего благословение. Овчинников, Москва, 1899–1908 гг.
Икона Николая Чудотворца. Серебро с позолотой и перегородчатой эмалью. Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Большой серебряно-позолоченный крест, украшенный эмалью. Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.