Давно я не рассказывала вам о женских судьбах, о судьбах тех, чьи фамилии были у многих на слуху в свое время...
Пора и исправляться и сегодня я расскажу об одной из них, наделавшей много шума.
Кто не читал, а может и смотрел фильм, снятый по одноименной повести А.С. Пушкина «Метель». О той, кто участвовала в тех событиях, которые стали источником для написания повести Пушкиным, сегодня мой рассказ.
Ольга Строганова родилась в 1808 году, в одной из самых богатых и влиятельных семей России того времени, была самой младшей из пяти детей. Отец — Строганов Павел Александрович (сама фамилия уже говорит о многом) — камергер Александра I. Мать — Софья Владимировна ур. Голицына, была фрейлиной четырёх императриц, законодательница мод и одна из первых красавиц. Их брак был по большой любви.
Софья Владимировна Строганова (1775 — 1845), женщина деловая, умная, образованная, серьёзно интересовалась литературой и искусством, занималась переводами. Её светским прозвищем было мужское имя Вольдемар. Её дом на Невском проспекте (№ 17 в современной нумерации) посещали представители высшей знати, художники, музыканты, литераторы, заходил туда и А.С. Пушкин.
Отец Ольги угас очень рано, не пережив гибель сына, скончавшегося на его руках на войне 1812г.
Мать растила дочерей одна, управляла огромным именением, строила новые школы и ремесленные училища.
Уже все старшие сестры были замужем, составив хорошие партии. Бабушка Н.П. Голицына, явившаяся прообразом Пиковой дамы, прочила Ольгу, по некоторым сведениям, за красавца князя Андрея Николаевича Вяземского, наследника богатого состояния, тогда поручика Кавалергардского полка, а впоследствии генерал-майора.
Но вот пришла пора и младшей дочери влюбиться.
В начале июля 1829 года высший свет Петербурга облетела сенсационная новость: графиня Ольга Павловна Строганова убежала из дома и против воли матери обвенчалась с графом Павлом Карловичем Ферзеном , штаб-ротмистром Кавалергардского полка. Известие о похищении Строгановой, принадлежавшей к знатному и очень богатому роду, немедленно стало поводом для светских сплетен.
Итак, избранником стал граф Павел Карлович Ферзен, стройный белокурый красавец шведского происхождения, слывший в обществе отъявленным шалопаем, несмотря на успехи по службе в Кавалергардском полку.
П.К. Ферзен 1920г.
Выбор Ольги не понравился её семье, по меркам которой ухажёр был бедноват. Павел Ферзен попросил руки любимой девушки, рассчитывая на её ответное чувство, свой графский титул, многообещающую карьеру и немалое состояние, хотя и несравнимое с богатством Строгановых. Но мать девушки, выражая мнение семьи, отказала ему. Девушка не смирилась с участью, уготованной ей родными.
Вот что написала в своём дневнике Анна Оленина — близкая подруга Ольги Строгановой,
21 августа 1829 года, видимо, знавшая обо всём от самой героини: «Ольга Строганова закончила свою карьеру. После того, как она проделала с графом Ферзеном (самым большим в своём роде шалопаем) всё, что только можно вообразить, после того, как она вступила с ним в тайную переписку и имела такие же тайные встречи, она приняла решение и дала себя похитить 1 июля. Она была готова совершить этот немыслимый шаг ещё несколько месяцев назад.»
Публикуя много позже дневник А.А. Олениной, её внучка О.Н. Оом добавила в примечании важную подробность о том, что графиня С.В. Строганова, стремясь избежать огласки происшествия, написала письмо командиру Кавалергардского полка графу С.Ф. Апраксину о своём согласии на брак дочери Ольги, а ей отправила записку: «Прощаю, благословляю, ожидаю». Такой поступок матери было единственно правильным, хотя и не смог уберечь семью от осуждения света.
Как сложилась дальнейшая судьба теперь уже Ольги Павловны Строгановой — Ферзен?
О.П. Строганова — Ферзен. художник П.Ф.Соколов
Непросто. Бpак, заключённый без благословения и пpотив воли pодителей, был сеpьёзным наpушением закона и пpеступлением пpотив Бога и цаpя. П.К. Ферзен был сослан в дальний гарнизон и его молодая жена последовала за ним. Им пришлось переменить несколько мест службы: Свеаборгский батальон, Киевский гусарский полк, Кирасирский Её Величества полк. Вернувшись после подавления польского мятежа в 1830 г. в Кавалергардский полк, П.К. Ферзен прослужил до 1833 г. и в звании полковника вышел в отставку по состоянию здоровья. Жили супруги в Санкт-Петербурге близ Чёрной речки в доме, который им выделила С.В. Строганова.
В семье родилось трое детей.
Ферзены общались с многими выдающимися людьми. Вот что записала в своём дневнике внучка М.И. Кутузова Д.Ф. Фикельмон об этой чете: «Он не так красив, как я себе представляла, но у него очень приятное лицо, великолепная осанка, и мне кажется, что он хороший собеседник. Его жена прелестна, так хороша, такие тонкие черты, с таким грациозным выражением!». Дружили они и с художником К.П. Брюлловым, который написала несколько портретов и Ольги Павловны, и Павла Карловича.
О.П. Строганова — Ферзен. К.П. Брюллов 1935г.
Счастливая семейная жизнь супругов Ферзенов была прервана 13 апреля 1837 г. ранней смертью Ольги Павловны от туберкулёза. Незадолго до этого её великолепный портрет написал К.П. Брюллов, оставляя скорбящему мужу живую память о любимой жене. Бабушка Ольги Наталья Петровна Голицына пережила её и скончалась в декабре 1837 года (по одним данным, на 96-м году жизни, по другим — на 93-м). Мать Ольги Софья Владимировна Строганова умерла в 1845 году, не дожив до 70 лет. Все они похоронены у Лазаревской церкви Александро-Невской лавры, где покоятся многие члены этой семьи. Осиротевшие дети Ольги воспитывались в основном в доме её старшей сестры Натальи Павловны Строгановой.
Портрет О.П.Ферзен.1836. П.Ф.Соколов.
Такова судьба той, которая вдохновила Пушкина и Брюллова на создание прекрасных творений. О ее нашумевшей когда-то истории расскажет дневник A.А. Олениной. Портретами П.Ф. Соколова и К.П. Брюллова можно полюбоваться в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Портрет Ольги Павловны Ферзен. Художник П.Ф. Соколов.
Все материалы и фото взяты из свободного доступа.