Пасхальное яйцо — не только Фаберже
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Ювелирное искусство
Пасхальные яйца с сюрпризами и без, цельные или разъемные, создавали ювелиры разных времен и народов, начиная с эпохи Ренессанса. Ювелирные шедевры Карла Фаберже вдохновили многих мастеров на создание пасхальных композиций в том же духе. Вероятно, каждый ювелирный бренд создавал подобные произведения ювелирного искусства, чтобы продемонстрировать вершины ювелирного мастерства. И сейчас мы увидим, насколько они в этом преуспели.
Лондонская компания Asprey (Эспри), получившая высокую оценку за качество своих шкатулок еще на Всемирной выставке 1851 года, стала известным поставщиком предметов роскоши и достигла новых высот в XX веке. Именно к этой компании обратились продюсеры саги о Джеймсе Бонде, когда в 1983 году для фильма понадобилось создать копию императорского пасхального яйца фирмы Фаберже. Эту копию мы видим в серии «Octopussy» («Осьминог», 1983), в которой Роджер Мур играет роль Бонда, а кульминация происходит на аукционе Sotheby's в Лондоне на Нью-Бонд-стрит, где яйцо продается злодею Камалу Хану (Луи Журдан) за 500 000 фунтов стерлингов, сумма, которую пасхальные шедевры гениального мастера оставили далеко позади: последнее проданное яйцо Фаберже стоило 9 млн. долларов.
Ажурное пасхальное яйцо с павлином, украшенное золотом, перегородчатой, выемчатой и витражной эмалью plique-à-jour и бриллиантами, высота 19 см, Asprey & Co Ltd, Лондон, 1993 г.
Золотое пасхальное яйцо на подставке, украшенное эмалью, жемчугом, сапфирами, рубинами и бриллиантами, высота 8,2 см, Asprey & Co Ltd, Лондон, конец XX века.
Золотое пасхальное яйцо на подставке, покрытое винного цвета гильошированной эмалью, высота 5,6 см. Кнопка украшена сапфиром-кабошоном. Сюрприз — мольберт с фотографией цесаревича Алексея под зеленым стеклом изумрудной огранки. Мастер Александр Тилландер, Санкт-Петербург, 1890-1896 гг. Возможно, заказано в качестве подарка одному из членов императорской семьи. Кливлендский художественный музей (США).
Нефритовое пасхальное яйцо на подставке в золотой оправе с навершием из рубина-кабошона, высота 5,6 см. Сюрприз — гнездо с птичьими яйцами из нефрита, агата, пурпурина. Санкт-Петербург, начало XX века. Кливлендский художественный музей (США).
Яйцо-сюрприз из золота, украшенное сапфирами и бриллиантами. Сюрприз — композиция с подводными сокровищами и рыбками из аметиста и родохрозита. Стюарт Девлин, Лондон, 1987 г.
Стюарт Девлин — английский и австралийский ювелир, за свою карьеру создал целую галерею пасхальных и новогодних яиц с сюрпризом. Некоторые из них мы видим на этом фото. Сюрпризами в таких яйцах были: мышь в куске сыра, цыпленок, лягушонок на лилии, кролик, бегемот, эльф на поганке, цветы, птенцы в гнезде, еж, клоун и цирковая собака, жемчужина в скорлупе, пекарь с кексами и еще всякая всячина.
Коллекция яиц-сюрпризов с позолотой и эмалью, Стюарт Девлин, Лондон, 1971-1985 гг.
А вот и бегемот, выходящий из воды. Яйцо-сюрприз из золота, Стюарт Девлин, Лондон, 1973 г.
Яйцо-сюрприз из белого золота, украшенное рубинами, сапфирами и бриллиантами. Сюрприз — кольцо. Без маркировки. Вторая половина XX века.
Копия яйца «Бутон розы» Фаберже, украшенная зеленой эмалью и драгоценными камнями. Сюрприз — роза, порытая эмалью персикового цвета, и золотое яйцо-кулон, украшенное горным хрусталем и зеленой эмалью. Вторая половина XX века.
Золотое яйцо-часы с восьмидневным заводом, украшенное змейкой из белого золота с изумрудами и бриллиантами. В отделке использована зеленая гильошированная эмаль, лазурит, горный хрусталь, высота 18,5 см. Маркировка Фаберже (Victor Mayer GmbH & Co), 1997 г.
На протяжении XX века имя Фаберже использовалось разными компаниями для выпуска самой разной продукции. Права на использование имени продавались и перепродавались. Немецкая компания Victor Mayer GmbH & Co также выпускала часть продукции под маркой Фаберже. И нужно отметить — с высоким качеством. Настоящий образец был изготовлен ограниченным тиражом в десять экземпляров.
Золотое пасхальное яйцо в стиле Фаберже, украшенное бабочкой. В отделке использована гильошированная и витражная эмаль, турмалин, бриллианты, сапфиры, горный хрусталь, высота 15 см. Сюрприз — золотой букет цветов, покрытых эмалью. Маркировка Фаберже (Victor Mayer GmbH & Co), 1997 г. Музей «Собрание», Москва.
Золотое пасхальное яйцо в стиле Фаберже. В отделке использована гильошированная эмаль, жемчуг, бриллианты, лунный камень, рубины, высота 12 см. Сюрприз — золотая ваза с разноцветными эмалевыми цветами с рубиновыми серединками. Без маркировки, XX век. Музей «Собрание», Москва.
Золотое музыкальное яйцо-часы с указанием фаз Луны. В отделке использована гильошированная эмаль, розовый кварц, горный хрусталь, оникс, сапфиры, высота 24,5 см. Маркировка Фаберже (Victor Mayer GmbH & Co), 1999-2001 гг. Музей «Собрание», Москва.
Циферблат солнечного календаря с золотыми знаками зодиака на синей эмалевой поверхности находится над минутным циферблатом. Венчает композицию сферический указатель фаз Луны. Темная часть указателя фаз Луны выполнена из черного оникса, светлая — украшена бриллиантами, задняя сторона указателя закрыта золотой полусферой с латинской надписью «FORTUNA VELUT LUNA STATU VARIABILIS» (Фортуна изменчива, как Луна). Верхняя часть закрыта прозрачным куполом из горного хрусталя. В полдень автоматически включается музыкальный механизм и исполняет мелодию Клода Дебюсси «Лунный свет».
Золотое яйцо в стиле Фаберже. Навершие выполнено в виде нарцисса с белыми эмалевыми лепестками, золотыми тычинками и бриллиантом. В отделке использована эмаль, горный хрусталь, бриллианты, высота 10,5 см. Сюрприз — золотой пасхальный кролик, сидящий на задних лапках среди цветов из золота и драгоценных камней. Маркировка Фаберже (Victor Mayer GmbH & Co), XX век. Музей «Собрание», Москва.
Пасхальное яйцо «Живой букет» из граненого хрусталя в золотой оправе. Навершие из золота украшено бриллиантами и жемчужной птицей. В отделке использованы бриллианты, рубины, сапфиры, турмалины, танзаниты, розовый кварц, топаз, индиголиты, родониты, высота 11,5 см. Сюрприз — букет цветов из золота и драгоценных камней. Автор Олег Тарутин, Москва, 2015 г. Музей «Собрание», Москва.
Золотое пасхальное яйцо в стиле Фаберже с двуглавым имперским орлом. В отделке использована гильошированная эмаль, серебро, золото, жемчуг, бриллианты, лунный камень, рубины, высота 11 см. Без маркировки, XX век. Музей «Собрание», Москва.
Музыкальное пасхальное яйцо с лебедем. В отделке использована эмаль, серебро, позолота, жемчуг гранаты-кабошоны, высота 17,5 см. Сюрприз — эмалевый лебедь в корзине. Музыкальное движение активируется поворотом корзины. Австрия, Вена, XX век. Музей «Собрание», Москва.
Золотое пасхальное яйцо с корзиной и лебедем. В отделке использована эмаль, серебро, позолота, гранаты, бирюза. Сюрприз — корзина с лебедем, клюющим зерна жемчуга. Австрия, Вена, конец XIX века. Музей «Собрание», Москва.
Золотое пасхальное яйцо в стиле Фаберже. В отделке использована гильошированная эмаль, жемчуг, бриллианты, лунный камень, рубины, высота 9 см. Без маркировки, XX век. Музей «Собрание», Москва.
Пасхальное яйцо «Павлины» из горного хрусталя. Подставка из горного хрусталя украшена двумя павлинами, стоящими на необработанных изумрудах и выточенными из сапфира и рубина. Внутри яйца сюрприз — павлин с раскрытым хвостом, выточенный из сине-зеленого сапфипра на изумрудной подставке. Высота 30 см. Автор Манфред Вильд, Германия, конец XX века.
Необычное пасхальное яйцо «Карнавал в Венеции» из черной агатовой жеоды. В отделке использованы серебро, золото, цавориты, сапфиры, изумруды, эмаль. Яйцо украшено маской зловещего вида из темно-красного коралла с золотой отделкой. Основание из полированного оникса конической формы украшено маской из горного хрусталя в оправе, придерживающей съемную брошь-булавку из матового черного оникса с изумрудами, гранатами-мандаринами, рубеллитами, бриллиантами. Высота 18 см. Автор Манфред Вильд, Германия, конец XX века.